БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПОПЫТКА НОМЕР 25

В стране высокий уровень безработицы, а мобильность человеческих ресурсов выражается только в эммиграции из страны. Подготовка квалифицированных кадров могла бы решить основные проблемы страны, так Кыргызская Республика в 2012 году приняла двухуровневую систему образования, то есть вошла в Болонский процесс.

Переход к Болонскому процессу произошел благодаря помощи международных организаций и программ: TEMPUS, Erasmus Mundus. Для реформирования системы высшего образования Европейской Комиссией было выделено более 15 млн Евро.

Болонский процесс нацелен на расширение доступа к высшему образованию, способствует дальнейшему повышению качества и созданию общих стандартов, образовательного пространства, расширению мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечивает успешное трудоустройство выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации ориентированы на рынок труда.

Основными задачами Болонского процесса являются:

1) Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве;

2) Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (необязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, что лучше, бакалавр или магистр, остается за студентом.

3) Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS).

Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.

Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами.

В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов. Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным.

Кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.

В Кыргызстане с реформированием системы высшего образования были утверждены макеты новых государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки бакалавров и магистров. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность норм, правил и требований в сфере высшего образования, согласованных со стороны личности, государства, общества в целом, профессиональных и академических сообществ, которая предоставляет субъектам образовательной системы широкое правовое поле для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

При разработке образовательных стандартов был допущен огромный нюанс – не учли мнение работодателей и самих учащихся. При внедрении Болонский системы в стратегии об образовании не был прописан сам результат образования. В настоящее время в Кыргызстане принимаются новые государственные образовательные стандарты (ГОС) ВПО третьего поколения на компетентностной основе, но опять таки без учета мнений основных стейкхолдеров. Основными проблемами новых и старых образовательных стандартов являются:

  • несоответствие старых и новых стандартов требованиям рынка труда, несогласованность с квалификационными требованиями к профессиональной деятельности;
  • в профильные предметы включены очень много лишних непригодных дисциплин, которые никак не влияют на качество подготовки специалистов;
  • многие вузы Кыргызстана абсолютно не внедряют систему повышения квалификации педагогов и фасилитаторов;
  • отсутствует взаимосвязь с бизнес-организациями при подготовке специалистов, не привлекаются практики и лидеры отраслей;
  • до сих пор во многих вузах действует советстская система менеджмента, что уже противоречит самим принципам Болонского процесса.

Логика построения государственных образовательных стандартов третьего поколения «задает» требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели педагогического образования как ожидаемые результаты, сформулированные на языке компетентностей. Происходит формирование компетентностной парадигмы обучения (в контексте Болонского процесса), которая ориентирована на компетенции и компетентности как ведущий критерий подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Идет переход от ориентированного на преподавателя образования к ориентированному на учащегося.

Численность, принятых в образовательные организации по формам собственности (тыс. чел)
Численность, принятых в образовательные организации по формам собственности (тыс. чел)

 

Сегодня образовательные стандарты выступают фиктивным документом, на которые опираются учебные заведения при подготовке своих учебных планов, которые потом утверждаются Министерством Образования и Науки Кыргызской Республики, то есть абсолютно не ориентированным на рынок и современные требования. Вузы хотят поменять программу обучения, но опираются о камень преткновения – закон, запрещающий менять учебный план, противоречащий образовательному стандарту.

Изменение этой парадигмы включает в себя следующие элементы:

  • образование более концентрируется на студенте, то есть студент как клиент образования уже сам выбирает предметы, которые ему интересны и полезны;
  • изменение роли преподавателя, от учителя он превращается только в фасилитатора или тренера, действует принцип “равный равному”;
  • изменение в подходах к образовательной деятельности, вузам предоставляет больше свободы и ответственности при определении учебных программ, модулей;
  • сдвиг от ресурсного подхода к подходу, ориентированному на результат.

 

Сегодня лучшее что случилось, наши студенты стали действительно мобильными, сотни поступают на магистратуру в западные вузы, профессора и учителя получили возможность повышать свою квалификацию, учиться и получать опыт в лучших вузах мира. Но к сожалению таковых очень мало ввиду того, что система и методы поменялись, но содержимое осталось прежним советским.

После того как уже все работает по Болонской системе, пришло время говорить о качестве обучения в целом. Вузам уже необходимо менять парадигму обучения, переходить от знаниевой к компетентностому подходу, по которому работает весь мир. Компетентностный подход предполагает, что студент помимо знаний и насышенной информации, получает определенные востребованные на рынке умения и навыки, то есть принимается дуальная система обучения.

Болонский процесс предоставляет больше выбора и свободу студентам, чтобы они могли выбирать приоритетные для себя направления и дисциплины. Наконец-то Болонская система ставит студента во главу угла, диктатора содержания программ обучения. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.

 

Но в процессе обучения многие студенты не чувствуют эту свободу, ощущая себя маленьким винтиком огромной машины где ему отведена роль лишь следователя за указателями, которые спускаются свыше. То есть студент не ощущает себя “клиентом”, “законодателем”, у которого на законном основании есть права вмешиваться в процесс составления учебной программы и выборе дисциплин и преподавателей, форм обучения. Такая рабская психология мешает двигать всю реформы высшего образования вперед, ставит огромные препятствия в изменении психологии преподавателей и руководителей вузов.

 

Сегодня студент как потребитель и клиент не защищен на законодательном уровне.

 

Мээрим Осмоналиева

NO COMMENTS

Leave a Reply