CAFMI: ГОТОВЫ ЛИ КЫРГЫЗСТАНЦЫ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА?

 

Закон об обязательном страховании автомобилей вступит в силу через три месяца, но до сих пор не решены вопросы тарификации, обслуживания страхователей, отсутствуют административные подзаконные акты,  а среди общественности наблюдается информационный вакуум.

ЗАКОН ВНЕ ВРЕМЕНИ

В июле 2015 года был подписан Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» и он вступает в силу в феврале 2016 года. Это влечет обязательства по страхованию имущественных интересов владельцев автотранспортных средств, связанных с обязанностью возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия при эксплуатации автотранспортных средств.

В перспективе ожидается, что данная мера приведет к увеличению объема страхового рынка, стимуляции спроса на добровольные виды страхования, росту числа компаний. К этому шли с 1991 года, когда рынок страховых услуг начал зарождаться в стране, а в  рамках реализации Концепции развития страхового рынка Кыргызской Республики на 2003-2010 годы, где обязательное страхование играет важную роль, в 2008 г. был принят ряд законов об обязательном страховании.

РЫНОК СЕГОДНЯ

Страховой рынок в Кыргызстане представлен 16 страховыми компаниями по данным Госфиннадзора[1], а по данным Нацстаткома[2] их количество – 21. Страховые компании предоставляют услуги по имущественному и личному страхованию как в добровольном, так и обязательном виде. Поскольку данные по количеству компаний и их страховых выплат разнятся, в последующем мы будем исходить из данных, предоставленных Нацстаткомом.

С 2010 г. объем  страховых сумм компаний вырос в 3,3 раза и составил 518 млрд. 551 млн. 900 тыс. сомов. Объем страховых сумм по добровольному страхованию возрос в 2,9 раза, а по обязательному страхованию в  22,5 раза. Причиной роста последнего послужило принятие в 2008 г. ряда законов об обязательном страховании и начавшийся с 2012 года  строительный бум в стране. В этой связи количество договоров по обязательному страхованию возросло в 6,2 раза.

За  последние пять лет поступления страховых взносов увеличились в 2,1 раза и составили 1 млрд. 3 млн. 200 тыс.  сомов в 2014 г.  Доля добровольного страхования составила 91%. В его составе 64% или 648,2 млн. сомов, от суммы страховых премий приходится на имущественное страхование[3].  Самый малый процент как по сумме премий, так и по количеству заключенных договоров приходится на страхование ответственности 9% (99,2 млн. сомов) и 1,6% (2 711 договоров). По обязательному страхованию было заключено  954 договора (0,6%) на сумму 89,0 млн. сомов (9%).

График 1.  Доля видов страхования в общем объеме страховых премий по состоянию в 2014 г.

 

Сумма страховых выплат за рассматриваемый период увеличилась в 6,7 раз с 17,7 млн. сомов до 118,4. С 2010 г. их доля во  взносах увеличились с 3,7% до 11,8%. Направления по объему страховых выплат соответствуют направлениям по объему  взносов. Так, максимальный процент выплат приходится на имущественное страхование – 69,8%, затем идет личное страхование – 24,7% и страхование ответственности — 1,4%. Обязательное страхование составляет 4,1 % от всех выплат.

2

 

График 2. Объемы страховых взносов и страховых выплат по видам страхования в 2014 г., млн. сомов

Несмотря на увеличение объема страховых сумм, взносов и выплат количество заключенных договоров за рассматриваемый период снизилось на 30,7% или 75,5 тысяч и составило в 2014 г. 170 446 единиц.

3

График 3. Объемы страховых взносов и страховых выплат за 2010 г. и 2014 г., млн. сомов

 

Доходы и расходы компаний за пятилетний период увеличились почти в равных пропорциях в 2,4 и в 2,1 раза и на конец периода составили 1 195,5 млн. сомов и 1 067 млн. сомов соответственно.

 

 

Количество сотрудников в страховых компаниях составляют в среднем 10-15 человек, а филиальная сеть представлена слабо:

  • Чуйская область – 17 компаний в г. Бишкек и 1 филиал в области
  • Иссык-Кульская область – 2 филиала одной компании
  • Таласская область – 1 филиал
  • Джалал-Абадская область – 2 филиала одной компании
  • Ошская область – 5 филиалов разных компаний
  • Нарынская область – 3 филиала одной компании
  • Баткенская область – 1 филиал одной компании

 

ГОТОВНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И КОМПАНИЙ

На сегодняшний день из 17 компаний только 13 в состоянии предоставлять услуги по страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Условием является наличие уставного капитала в 50 млн. сомов. Лицензию на осуществление деятельности по ОСАГО на данный момент получила только одна компания, остальные, согласно данным опроса компаний, планируют получить лицензию позже, однако документы пока не подавали.  Процедуру лицензирования компаний проводит Государственная Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР. Список необходимых документов для получения лицензии доступен на сайте Службы[4].

Подзаконные акты, устанавливающие порядок и условия осуществление данного вида страхования, по информации, предоставленной Госфиннадзором КР, сейчас находятся в разработке и их первые версии будут предоставлены на обсуждение на следующей неделе. О неготовности административных актов также свидетельствует Ассоциация страховщиков Кыргызстана.

Тарифы страховых премий по обязательному страхованию, согласно Закону Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. На данный момент отсутствуют какие-либо расчеты или первые версии подобных документов. Однако запас времени для обсуждения и корректировки тарифов остался небольшой.   По добровольному полису страховые компании имеют собственные расчетные тарифы и озвучивают сумму премии от 40 долларов и выше за годовой полис со страховым возмещением от 900 долларов. Основой для расчетов служит объем двигателя автомобиля, возраст и стаж водителя.

По состоянию на 01. 05 2015 г. по данным Госфиннадзора КР  наибольшее количество страховых компаний находится в г. Бишкек —  16 головных офисов. Одна компания находится в Джалал-Абаде.

На сегодняшний день, в Кыргызстане насчитывается 1,200,000 автомашин[5]. Сроки, в течение которых автовладельцы обязаны приобрести страховку, нигде не указаны, поскольку соответствующие административно-правовые акты не утверждены.  По словам президента Ассоциации страховщиков Кыргызстана, Джаманкуловой А.А., приблизительный срок выдачи полисов составит семь дней. Это означает, что каждая страховая компания в среднем должна выдать 92 308 полисов за этот срок.

Очевидно, что компании столкнутся с трудностями при оформлении полисов за столь короткий период, поскольку за целый последний год на все компании пришлось 170 446 договоров. Так, в Бишкеке, например, на одну компанию в день в среднем придется по 7 448 полисов. Нагрузка на компании в Оше равна 1054 полиса в день на одну организацию. На сегодняшний день, в компаниях работают всего по 10-15 человек.

Страховые компании, безусловно, смогут в короткие сроки набрать команду, открыть филиалы в регионах и запустить кампанию по выдаче полисов. Однако для этого, также, крайне необходима готовность населения – кроме информационного вакуума, ничего больше нет.

Ожидается, что вступление данного закона в силу  приведет к оживлению и росту страхового рынка, привьет культуру страхования населению. Однако для достижения такого результата необходима правильная имплементация закона. Принятие закона об ОСАГО произошло с запозданием, не в рамках реализации Концепции развития страхового рынка Кыргызской Республики на 2003-2010 годы, а скорее, как следствие вступления Кыргызстана в ЕАЭС. В этой связи, обращая внимание и на тот факт, что данный вид страхования является социально значимым, ход  реализации закона об ОСАГО должен тщательно отслеживаться  государством,  должна обеспечиться  правовая защита  как страхователей, так и страховщиков  во избежание коллапса на страховом рынке в будущем.

Со времени подписания закона прошло уже 3 месяца, но остались нерешенными вопросы тарификации, отсутствуют административные подзаконные акты, не создан Фонд  гарантирования страховых выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств,  нет информации о создании автоматизированного информационного центра, нет объективного освещения процесса подготовки к реализации закона, а между тем, до февраля осталось не так много времени.

 

CAFMI, 10 Ноября 2015 года.

Бишкек, Кыргызская Республика

[1] По данным Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики в 2014 году страховую деятельность осуществляли 16 страховых компаний из 17 существующих (деятельность одной компании была приостановлена).

[2] По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики на январь 2015 года страховую деятельность осуществляла 21 компания

[3] Из них 12,6% (21 350) заключенных договоров, 17% премий или 166,8 млн. сомов уходит на личное страхование, по которому заключается 85,8% (145 385) договоров

[4] http://www.fsa.kg/?page_id=5114

[5] Данные Бишкекского городского отдела по регистрации автомототранспортных средств и водительского состава  КР

NO COMMENTS

Leave a Reply