Закон Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики» реализуется уже в течение 16 лет. На обязательное медицинское страхование (ОМС) работающие граждане отчисляют 2 % от каждой заработной платы, получая взамен стандартный пакет услуг. Не работающие граждане могут воспользоваться аналогичными услугами, приобретя годовой полис за 500 сом. Страхование не является накопительным и необходимо приобретать полис каждый год.

Практика – критерий истины

Согласно статьи 13 Закона «О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики» застрахованные граждане имеют право на получение медицинских, профилактических, реабилитационных и оздоровительных услуг по программе обязательного медицинского страхования на всей территории Кыргызской Республики в тех лечебно-профилактических учреждениях, с которыми заключены договора по обязательному медицинскому страхованию.

Однако, что касается Группы Семейных врачей (ГСВ), то граждане могут быть приписаны к ГСВ, в случае проживания на его территории (1). Если гражданин не приписан к ГСВ, он может обратиться за первичной медико-санитарной помощью по месту фактического проживания (при условии проживания на этой территории не менее 3 месяцев) и приписаться к ГСВ при наличии соответствующих документов, за исключением беременных женщин и детей до 5-ти лет, которые приписываются независимо от срока проживания на данной территории.

На практике же правозащитники получают многочисленные жалобы от беременных женщин и мам с маленькими детьми по поводу отказа докторов центров семейной медицины (ЦСМ) Бишкека их принимать. По итогам проверки данных медучреждений выяснилось, что поводом для отказа все-таки служит отсутствие постоянной прописки и справки с места жительства, также отказывают в предоставлении медпомощи и обследования без наличия справки от муниципальных территориальных управлений (МТУ), то есть домкомов.

Подобная практика сказывается на здоровье женщин и детей, а следовательно на генофонде нации. Беременная женщина без прописки не может встать на учет, получить консультацию врача и сдать необходимые анализы. Кроме того, специфические дорогостоящие анализы приходится сдавать в частных лабораториях, поскольку государство не может обеспечить бесплатное проведение вышеуказанных анализов из-за нехватки денежных средств.

Кроме того не во всех региональных поликлиниках и больницах доступны услуги квалифицированных врачей, а в некоторых случаях специалисты отсутствуют. По этим причинам большое количество жителей регионов приезжают в столицу за медицинской помощью и, соответственно, им приходится платить и за диагностику и за услуги, оказываемые в рамках обязательного страхования.

Нетрадиционное страхование

Из 5 455,8 тыс. приписанных человек 4 080,9 тыс. застрахованы (98,9%), однако многие недостаточно информированы о своих правах и возможностях обязательного медицинского страхования. Сотрудники медицинских учреждений по-своему не заинтересованы в полной информированности население обо всех льготах программы государственных гарантий и дополнительных программах государственного обеспечения. Помимо финансовой заинтересованности медицинского персонала, это также объясняется тем, что принцип работы системы ОМС в Кыргызстане отличается от его традиционного понимания.

Граждане выплачивают 2% от заработной платы, но не знают куда направляются их средства и получают одинаковый для всех фиксированный пакет услуг. При этом основную долю участников страхования составляют потребители средств ОМС. В структуре граждан, пользующихся средствами ОМС наибольшую долю составляют дети в возрасте до 16 лет – 43%, пенсионеры – 13,1% и фермеры – 9,4%. Таким образом у работающих граждан отсутствует мотивация делать отчисления.

В текущей системе ОМС отсутствуют такие понятия как страховой случай, страховой риск, а выплаты осуществляются по количественным параметрам: стоимости услуг, амбулаторному посещению, койко-дням. Для справедливой работы ОМС необходимо перейти на систему финансирования, основанную на страховом принципе.

Рекомендации

  • Для решения проблем с припиской по месту жительства необходимо внедрить Единую информационную систему. Это позволит упорядочить учет пациентов и избежать путаницы и приписки. Создание Единой информационной системы подразумевает также введение пластиковых карт пациента, что позволит страхователю получить медицинские услуги в любой точке страны, вне зависимости от места жительства и регистрации.
  • Первой ступенью к переходу на традиционную систему страхования является введение понятия страхового случая и страховой выплаты. Страхователь отчисляет денежные средства согласно установленному тарифу и при наступлении страхового случая получает соответствующую своему взносу компенсацию. Что касается уязвимых слоев населения, то базовая помощь может быть им оказана согласно текущему механизму оказания помощи, а доплаты могут быть осуществлены по желанию.
  • В целях предупреждения коррупционных моментов в работе системы ОМС необходимо проводить информационные компании среди страхователей, сообщать об их правах и возможностях путем распространения информационных буклетов и установки информационных стендов в поликлиниках и больницах, а также работать с персоналом пунктов регистрации в поликлиниках и больницах.
1 Приказ МЗ КР № 724 и Фонда ОМС при Правительстве КР № 295 от 25.12.2013 года о правилах приписки населения КР к группам семейных врачей

 

NO COMMENTS

Leave a Reply