Право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства заложено не только в естественных правах человека, но и в Конституции. Беспрепятственное перемещение по всей стране позволяет гражданам получать частные и государственные услуги своевременно и без лишних потерь, а также уравнивает возможности каждого перед законом.

Режим прописки подвергает особенно бедный слой населения КР различным сложностям.
“Учет населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно–полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов в целях укрепления диктатуры пролетариата” — эта цель прописки была обозначена еще в 1932 году в СССР, а в последующем была использована для тотального контроля за внутренней миграцией. На мой взгляд, сегодня актуальность этой темы не только потеряла смысл, но также должна быть тотально пересмотрена.

Из очевидных издержек режима прописки можно выделить затраты из госбюджета на администрирование системы и исполнение этих норм. Кроме того, сам гражданин также собирает документы, несет денежные и временные расходы на поездки для оформления выписки и прописки.

Арендодатели же не заинтересованы прописывать всех своих квартирантов. У людей возникают неудобства из–за доступа к услугам правовой системы, образования, здравоохранения, а также имеются проблемы с открытием компаний, приобретением и распоряжением недвижимостью. Например, по правилам мэрии участковые врачи, в случае обращения к ним граждан за медицинской помощью, не прописанных соответствующим образом в городе Бишкеке, должны сообщить органам внутренних дел.
При задержании сотрудниками милиции по причине отсутствия штампа о местной прописке кыргызстанцы платят штрафы. Кроме того, система прописки стала очагом коррупции, в которую вовлекаются от безысходности самые бедные слои населения. Независимое социсследование АУЦА, сфокусированное на категории трудовых мигрантов в Бишкеке, показало, что органы милиции не проверяли документы лишь у 22 процентов внутренних мигрантов. Только у 33 внутренних мигрантов была прописка или регистрация. В то же время по отношению к 26 процентам мигрантов когда–либо применялась физическая сила. Цифры также позволяют проследить определенную взаимосвязь с финансовым положением: физическая сила применялась по отношению к 35 процентам мигрантов с низким доходом и только к 15 процентам с более высоким доходом. 56 процентов задержанных милицией мигрантов давали взятку.

Системой прописки не пользуются нигде, кроме ряда посткоммунистических и коммунистических государств. Кстати, в России и Китае также заговорили о полной отмене системы регистрации. Грузия, Латвия, Эстония давно поняли экономические и моральные преимущества свободы передвижения граждан и отменили прописку.

В ряде стран используются квитанции об оплате коммунальных платежей для подтверждения места жительства во время получения услуг. В Греции это определяют по месту работу, в Италии по сообщению самого заявителя. В Бразилии государство интересуется местом пребывания только в момент сбора налогов или при открытии собственного дела. В США работает система электронного учета граждан и иностранцев, при этом каждый гражданин имеет полное право получить хранящуюся о нем информацию и имеет право указать на неверность учета.

Кыргызстану не следует повторять ошибки России и Беларуси, когда систему прописки заменили на систему регистрации по месту жительства, которая не решала все проблемы, проистекающие из первопричины. Необходимо пойти по стопам развитых стран, в которых нет регистрации ради регистрации, а есть свободное передвижение граждан.

Отменив институт прописки, власти Кыргызстана обеспечили бы исполнение всех международных и конституционных норм. Разумеется, это позволит внутренним мигрантам сэкономить средства и время. Отмена прописки позволит искоренить дискриминацию в обеспечении частными и госуслугами приезжих. Не стоит забывать, что мобильность рабочей силы — важнейший инструмент современной экономики. Это есть процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места, который может сопровождаться изменением вида занятости, территории и работодателей.

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ,
исполнительный директор Центральноазиатского института свободного рынка
http://members.vb.kg/2010/12/29/podrobn/4.html

NO COMMENTS

Leave a Reply