Стоимость бесплатного образования: действительно ли образование в государственных школах бесплатно?

Считается, что в нашей стране школьникам предоставляется бесплатное образование. Однако если посмотреть на цифры, то выходит, что “бесплатное” образование стоит довольно недешево. Помимо того, что граждане оплачивают “бесплатное” школьное образование своих, и не только, детей посредством уплаты налогов, но также непосредственно оплачивают дополнительные расходы, связанные с образовательным процессом.  В этой статье оценивается и сравнивается государственный вклад в образование одного ученика и родительские затраты.

Объемы государственного финансирования учащихся средних школ

По итогам анализа государственных расходов, в среднем с 2011 по 2014 гг. государство на 1 ученика средней школы ежегодно тратило 13 583 сома.

Как видно на таблица №2, в 2011 году сумма подушевого финансирования школьников составила 11 792 сом. В 2012 году  финансирование выросло на 20%, и составило 14 151 сом. Однако в следующие в два года наблюдался 3-х процентный спад, произошедший по причине перехода общеобразовательных учреждений на подушевой принцип финансирования[1]. Это сократило объем денежных средств, поступающий в школы и, в итоге, в 2014 г. финансирование выросло только на 17% относительно 2011г.

Таблица 1. Подушевое финансирование среднего образования, сом
Таблица 1. Подушевое финансирование среднего образования, сом

Динамические изменения финансирования хорошо выидны на Графике 1 и График 2. Как видно, за последние 3 года в сумме подушевого финансирования большие изменения не наблюдаются. Однако с учётом инфляции суммы финансирования резко снижаются. С 2013 года реальные расходы существенно сократились, что является очевидным следствияем перехода на подушевое финансирование.                                                                        

График 1. Государственные расходы на одного ученика                                                                          График 1. Государственные расходы на одного ученика
График 1. Государственные расходы на одного ученика

    

График 2. Государственные расходы на одного ученика с учетом инфляции
График 2. Государственные расходы на одного ученика с учетом инфляции

                                                             

Если сравнивать Кыргызскую Республику со странами-членами ОЭСР, то Кыргызстан имеет ниаменьшие показатели по затратам на одного ученика. Сумма государственных расходов на одного учащегося в средней школе в странах ОЭСР варьируется от $ 2 501 (Турция) до $14 653 (Швейцария), а в Кыргызстане затраты равны $182 (курс на 21.12.2015 1USD=75,9 сом). В соседнем Казахстане эта сумма равняется $1 550. [2]

График 5. Расходы подушевого финансирования образования в странах ОЭСР
График 5. Расходы подушевого финансирования образования в странах ОЭСР

Источник: http://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cmd.pdf

В развитых странах, таких как США, Канада и Франция расходы на образование относительно ВВП равны 6.5%,  в Японии и Германии сумма расходов равняется всего 4.1% (График 4). Подобный небольшой процент обусловлен высоким абсолютным показателем ВВП. Т.е., если перевести процент в денежное выражение, то сумма оказывается вполне достаточной, чтобы обеспечить эффективный результат финансирования, порождающий прогресс в сфере среднего образования. В Кыргызстане же, напротив, процент затрат на образование к ВВП самый высокий (6,8%), однако абсолютный показатель находится на самом низком уровне и, соответственно, эффективен в минимальной степени.

График 4. Расходы на образование на одного учащегося в других странах, процент от ВВП
График 4. Расходы на образование на одного учащегося в других странах, процент от ВВП

Расходы родителей на обучение детей в государственных школах

Чтобы определить уровень родительских затрат на обучение детей в государственных школах было проведено анкетирование родителей. Было опрошено 180 респондентов по городу Бишкек.

                 

Таблица 2. Выборка опроса родителей по г. Бишкек
Таблица 2. Выборка опроса родителей по г. Бишкек

Примерные годовые расходы составили 50 075 сом ($ 660). Эта сумма включает в себя (в среднем в год): 

Таблица 3. Расходы родитеолей на обучение одного ребенка в течение учебного года.
Таблица 3. Расходы родитеолей на обучение одного ребенка в течение учебного года.
 Таблица 4. Сравнение родительских и государственных расходов на одного ученика в учебном году

Таблица 4. Сравнение родительских и государственных расходов на одного ученика в учебном году

В итоге, государственные расходы не покрывают и половины общих расходов на ученика (28%).  Эта сумма кажется мизерней, если сравнивать ее с расходами на более качественное обучение в частных школах.

Таблица 5. Сравнение расходов в государственных и частных школах
Таблица 5. Сравнение расходов в государственных и частных школах

 

Как видно из таблицы – расходы в частных школах в разы выше, чем в государственных. Это обусловлено более высокими расходами на инфраструктуру, оплату услуг педагогов, питание, а также относительно небольшим, по сравнению с государственными школами, количеством учеников. При прочих равных условиям, если бы государственные школы могли перейти на оказание услуг частным образом, то ценовая шкала, со временем, пришла бы в равновесие и опустилась бы на уровень (а возможно и ниже) государственных школ. Однако, в этом случае, качество оказываемых услуг не пострадало бы, поскольку финансовые средства использовались бы более эффективно и продуктивно, чем это делается в государственных общеобразовательных учреждениях.

Выводы и рекомендации

Общие затраты на одного ученика составляют 63 864 сома. Из них государством покрывается только 28% или 13 789 сом. Недостаточное количество средств выделяемых на образование обусловлено ограниченностью бюджета. Поэтому государственные школы финансируются не только государством, а также самими родителями и спонсорами.На учеников в частных школах уходит от 1,5 до 4 раз больше средств. Для оценки “отдачи” государственного финансирования, конечно, необходимо провести дополнительное исследование совместно с рассмотрением альтернативы частных школ и “ваучерной системы образования”.   Для этого необходимо провести проверку уровня успеваемости по  показательным дисциплинам, таким как языки, литература, математика (алгебра) в частных школах и в государственных.  Также провести анализ школьной инфраструктуры:

  • степень доступа к учебной литературе;
  • доступность раздельных сантиарных узлов для мальчиков и девочек;
  • наличие парт и стульев на полный класс;
  • наличие кондиционеров в классах;
  • наличие компьютеров и доступа к Интернет.

Кроме того необходимо оценить степень:

  • полноты педагогического состава в этих двух категориях школ;
  • удовлетворенности своей работой, положением в обществе и  уровенем заработной платы;
  • удовлетворенности рабочей атмосферой и организацией обучающего процесса;
  • удовлетворенности школьной инфраструктурой.

Полезным будет узнать насколько сами учащиеся довольны своей школой:

  • удовлетворенность учеников зданием школы, классами;
  • удовлетворенность уровнем преподавания основных и дополнительных предметов;
  • удовлетворенность уровнем квалификации педагогического состава, его отношением к учащимся.

Таким образом, можно получить объективную картину того, насколько государственные школы уступают или превосходят частные по различным критериям и сделать предварительную оценку эффективности перехода государственных школ в статус частных.

Если государство ставит целью обеспечить всех детей бесплатным школьным образованием, то ему необходимо координально пересмотреть политику в данной сфере.

[1] Согласно принципу подушевого финансирования стандарт бюджетного финансирования школ определяется в расчете на одного школьника, а не образовательного учреждения в целом.

[2] http://edu.gov.kz/ru/analytics/statistika-sistemy-obrazovaniya-respub

Автор: Полина Котулева и Бакберген Рыскулов 

NO COMMENTS

Leave a Reply