С января текущего года Постановлением Правительства Кыргызской Республики ⌊1⌋ гражданам дается право на участие в управлении накопительной частью пенсии путем выбора управляющей компании или накопительного пенсионного фонда. Данная реформа в перспективе окажет стимулирующий эффект развитие рынка страховых услуг, а при увеличении накопительной части пенсии снизит налоговую нагрузку на будущие поколения и обеспечит пенсию, соразмерную заработной плате.

Уровень соответствия размера пенсии стандартным требованиям

Размер пенсии относительно прожиточного минимума

Размер пенсии относительно прожиточного минимума
Источник: по данным Национального статистического комитета

Пенсия считается отвечающей экономическим реалиям в том случае, если она не ниже прожиточного минимума. В последние годы заметна тенденция к превышению размера средней пенсии над прожиточным минимумом. За 2 последних года это соотношение составило 1,03 и 1,04 соответственно. С одной стороны, это положительная тенденция внушает оптимизм, однако, если посмотреть на ИПЦ и темп роста заработной платы и сравнить с темпом роста размера средней пенсии, то получается следующая картина:

Индексация пенсии
Источник: по данным Национального статистического комитета

С 2009 по 2013 гг. индексация пенсии происходила более высокими темпами, чем росли цены и заработные платы. Начиная с 2013 г. ситуация поменялась и рост пенсий не покрывал инфляционный коэффициент.

Риски пенсионной системы

В настоящий момент пенсионная система имеет следующую структуру:

Риски пенсионной системы
Источник: Социальный Фонд Кыргызской Республики

Большую долю в пенсии составляют ее базовая и страховая части. На накопительную часть приходится всего 2%. Это снижает интерес граждан делать какие-либо отчисления, поскольку большей частью перечисленного в Социальный фонд дохода они воспользоваться не смогут и будут получать «усредненную» пенсию. При учете данного факта и при условии сохранения привилегии на право управления накопительными пенсионными ресурсами у государственных органов, в будущем имеется риск ее несостоятельности. По стандартам МОТ на одного пенсионера должно приходится 3 работающих человека. На настоящий момент на одного пенсионера в Кыргызстане приходится 1,2 работника. Если подобная тенденция сохранится, то нынешние молодые люди рискуют либо получать пенсию намного ниже прожиточного минимума либо отягощать налоговым бременем молодое поколение. Поэтому передача прав на управление накопительной частью пенсии в руки ее будущих владельцев, а в дальнейшем, возможно, увеличение и самой накопительной части в общей доле пенсии является необходимым и правильным решением.

Пенсионная реформа и ее последствия

Согласно Постановлению Правительства «О реализации права застрахованных лиц на выбор накопительного пенсионного фонда или управляющей компании» будущие пенсионеры получают право управлять накопительной частью пенсии (2%) и сберегать ее не только в Социальном фонде (CФ), но и в одобренными СФ Негосударственные накопительные пенсионные фонды (НПФ) или управляющей компании (УК). С 1 января 2017 года граждане получат возможность в заявительном порядке передать свои пенсионные накопления в УК или НПФ. Данная реформа — первый шаг к оптимизации пенсионной системы и повышению ее эффективности. Увеличение пенсии за счет инвестиционного дохода гораздо результативнее бюджетных средств. Помимо развития рынка страховых услуг, поддержки фондового рынка и увеличения социального капитала, на макроуровне внутренние инвестиции в перспективе увеличат рабочие места, укрепят внутренний платежеспособный спрос, что будет способствовать росту ВВП.

Рекомендации

Для успешной реализации реформы необходимо, чтобы население в полной мере располагало всей необходимой информацией о своих правах и процессе отбора НПФ и управляющих компаний⌊2⌋. Информационная компания в виде телевизионной и радио рекламы, а также информационные листовки в почтовых отделениях, смс-рассылки и регулярные обновления соответствующей информации на веб-сайте Соцфонда будут эффективным способом сделать страхователей активными участниками реформы.

Кроме того, важно повысить уровень доверия населения в отношении пенсионных фондов и управляющих компаний – государство должно выступать гарантом безопасности и предоставить все условия для прозрачной работы. Для этого должны быть разработаны:

  • НПА, регламентирующие деятельность субъектов в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • Порядок заключения управляющей компанией и депозитарием договоров обязательного страхования своей ответственности со страховыми компаниями;
  • Критерии проведения конкурса по отбору управляющих компаний или НПФ.

Повышение заинтересованности страхователей – ключевое условие успеха реализации реформы и вышеописанных результатов. Увеличение накопительной части пенсии повысит заинтересованность граждан в своих пенсионных доходах (позволит им получать пенсию, соразмерную заработной плате) и увеличит инвестиционный поток.

Таким образом, чтобы данная реформа дала положительные результаты, необходимы целенаправленные действия в вышеуказанных направлениях и время.

1 Постановление Правительства Кыргызской Республики «О реализации права застрахованных лиц на выбор накопительного пенсионного фонда или управляющей компании».

2 Согласно Постановлению застрахованные лица могут в добровольном порядке передать в управление накопительному пенсионному фонду или управляющей компании свои средства предоставив письменное согласие. Иначе, все накопления по умолчанию останутся храниться в Социальном Фонде.

NO COMMENTS

Leave a Reply