Сегодня 20 декабря исполнилось 13 лет с момента вступления Кыргызской Республики в ВТО. Каковы итоги вступления в ВТО? Какие выгоды получил Кыргызстан по прошествии 13 лет пребывания в данной организации?

Вступление ВТО, в первую очередь, преследовало цель либерализации торгового режима и продвижения принципов свободной торговли. Что такое свободная торговля, и какие у нее имеются преимущества?

Свободная торговля является одним из ключевых факторов роста благосостояния людей. Фундаментальным принципом свободной торговли является добровольный обмен и его взаимовыгодность. Добровольный обмен может произойти только при условии получения выгод всех участвующих в обмене сторон.

Из этого логически следует вывод необходимости устранения всех имеющихся барьеров в торговле.

Преимущества свободной торговли:

  1. Рост благосостояния населения
  2. Низкий уровень цен
  3. Широкий выбор товаров и услуг
  4. Увеличение объемов торговли
  5. Углубление глобального разделения труда и специализаций экономик
  6. Развитие отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества
  7. Рост производительности и инновационности экономики
  8. Усиление конкуренции
  9. Рост ВВП
  10. Укрепление мира и стабильности

Страны со свободным торговым режимом интегрируются в глобальный рынок, что в итоге приводит к повышению доходов населения этих стран. Многолетний опыт показывает, что развивающиеся страны, устранившие торговые ограничениями имеют темпы роста в три раза выше стран, имеющих строгие ограничения в торговле.

Кыргызстан стал первой страной СНГ, вступившей в ВТО. Членство в ВТО с 1998 года способствовало достижению определенных успехов в экономике. Основными целями Кыргызстана при вступлении в ВТО были либерализация внешней торговли, увеличение ее объемов, стабилизация экономического развития и интеграция в мировые потоки торговли. Были приняты обязательства по снижению и связыванию тарифных ставок на среднем уровне 5,1%.

Основные полученные выгоды от членства в ВТО:

  1. Экспорт кыргызстанских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования во всех странах-членах ВТО, т.е. все страны-члены ВТО не вводят ограничительных мер, наносящих ущерб интересам других членов ВТО, и применяют пониженные тарифы для кыргызстанских товаров, что повышает конкурентоспособность отечественных товаров на других рынках. В результате, товарооборот начал расти устойчивыми темпами с 2003г. и вырос с 1,4 млрд. долл. в 1998г. до почти 5 млрд. долл. в 2010г., т.е. более чем в 3,5 раза. Экспорт в 2010г. по сравнению с 1998г вырос почти в 3,3 раза, импорт вырос в 3,7 раз. Это привело к значительному росту товарооборота по отношению к ВВП с 83% в 1998г до 108% в 2010г.
  2. Кыргызстан в последние годы стал региональным центром реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию импортных товаров. Большие объемы реэкспортных торговых потоков проходят в основном через крупнейшие рынки в Центральной Азии «Дордой» и «Карасуу». По данным Всемирного Банка, общий товарооборот на рынках «Дордой» и «Карасуу» в 2008г составил 3,5 млрд. долл. или 68% ВВП. Доля реэкспорта рынков «Дордой» и «Карасуу» составляет 75% и 85% соответственно. На данных рынках напрямую и косвенно работают около 500 тыс. человек или около 20% трудоспособного населения.
  3. Внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонизировано с правилами и нормами ВТО, которыми регулируется 97% мирового торгового оборота. Такая гармонизация законодательства была необходима для установления режимов, способствующих развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику. Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010г. составили 234 млн. долларов и по сравнению с 1999г. выросли более чем в 5 раз. С 2001г. по 2008г. наблюдался стабильный рост ПИИ, и в 2008г. достигли самого высокого показателя со времен независимости КР – 377 млн. долл.
  4. Изменение торговой политики в сторону либерализации не привело к снижению объемов поступлений от таможенных пошлин в бюджет государства. По данным Минэкономрегулирования, за 9 лет с момента введения более либеральных пошлин сборы от таможенных пошлин увеличились более чем в 3 раза.
  5. В структуре импорта более 60% составляют промежуточные и инвестиционные товары, необходимые для производственных целей. Это подчеркивает важность низких тарифных ставок для сохранения конкурентоспособности кыргызстанских производителей. К примеру, одной из главных причин бурного развития швейной отрасли является импорт по низким тарифам дешевых тканей из Китая, Турции и других стран. В себестоимости швейной продукции ткани занимают около 50%.
  6. Вступлением в ВТО Кыргызстан улучшил свой международный имидж и обеспечил широкую декларацию необратимости экономических реформ, направленных на формирование конкурентоспособной рыночной экономики.
  7. Создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов – как в сфере торговли, так и в сфере услуг. С 2000 г. стабильно растет сектор услуг, обеспечивший более 45% ВВП в 2010г.
  8. Свободный транзит товаров через все страны-члены ВТО, при этом кыргызстанских товары не облагаются дополнительными пошлинами, налогами и запретами.

Проблемы, препятствующие полноценному использованию преимуществ участия страны в ВТО:

  1. Изолированность и географическая удаленность. В виду значительной удаленности от потенциально привлекательных рынков и стран-членов ВТО, недостаточно развитой транспортной инфраструктуры и высоких транспортных издержек, товары поступают на эти рынки уже существенно удорожавшими или вовсе не поступают.
  2. Низкое качество отечественной продукции, которое, как правило, производится на предприятиях с затратными технологиями и устаревшим оборудованием. За годы независимости правительство так и не смогло создать благоприятный бизнес климат, дерегулировать экономику, ликвидировать бюрократизм, привлечь конкурентоспособные иностранные технологии для развития местного производства.
  3. Недостаточный интерес со стороны иностранных инвесторов из-за слабой защиты прав собственности, нестабильности законодательства, непредсказуемости решений правительства, слабой инфраструктуры и др.
  4. Формальный либеральный режим внешней торговли на практике сопровождается неформальными ограничениями, связанными с бюрократизмом и коррупцией. В международном рейтинге Doing Business Кыргызстан занимает 171 место из 183 стран по уровню легкости ведения международной торговли, что является крайне низким показателем.
  5. Существует проблема транзита через соседние и другие страны, не являющиеся пока членами ВТО.

Вступление Кыргызстана в ВТО, очевидно, принесло экономике страны несравненно больше выгод, чем потерь. Для сохранения положительных экономических тенденций необходимо дальнейшее укрепление принципов свободной торговли, в частности снижение таможенных пошлин, устранения нетарифных, административных барьеров и переход на международные стандарты таможенных процедур.

CAFMI, Бишкек, Кыргызстан

20 декабря 2011

NO COMMENTS

Leave a Reply