Проект бюджета на 2013 год поступил в парламент с двухмесячным опозданием. Скоро депутаты приступят к изучению финансового плана, по которому страна, по идее, должна начать выход из финансовой ямы, где оказалась по многим причинам.

Когда желания выше возможностей

Однако надежды эти, можно сказать, преждевременны — бюджет представлен с дефицитом в 16,9 миллиарда сомов. Доходы, ожидаемые в 2013 году, составят 86,2 миллиарда сомов. Расходы составят 103,2 миллиарда сомов, они уменьшены на 1,5 миллиарда сомов по отношению к уточненному бюджету 2012 года. Это означает, опять будут поиски денег, займы за рубежом, вытрясание налогов авансом, традиционное перераспределение средств программы госинвестиций и другие «творческие подходы». Каждый год правительство пытается обмануть себя и население, принимая бюджет с дефицитом и обещая найти источники его покрытия. Из года в год бюджет растет, а денег все равно не хватает. На 2014 год запланировано 89,4 миллиарда сомов доходов и 105,6 — расходов. В 2015-м доходы по плану составят 96,5 миллиарда, а расходы — 107,6 миллиарда сомов.

Уже не верится, что когда-то появится в стране человек, который прекратит бесконечную погоню за показателями и необдуманные увеличения ведомственных затрат и начнет распределять то, что имеется, а не то, что обещают западные доноры и кредиторы.

По прогнозам правительства, экономика страны пойдет вверх с нынешнего скудного 1 процента ВВП до 7 процентов в 2013 году и далее до 7,6-7,8 процента в последующие два года. Оно и понятно, в полную силу заработает «Кумтор» — на него вся надежда.

Долгожданной и обсуждаемой диверсификации экономики не произошло. Хотя, по предварительным прогнозам, и другие сектора в ближайшие три года обещают рост. В сфере услуг он ожидается на уровне 5-7,3 процента, в строительстве — от 10,5 до 19,2 процента. В сельском хозяйстве показатели жалки. Даже несмотря на все попытки государства поддержать сектор, он может дать, максимум, 1-2,3 процента роста. А в промышленности вообще спад — с 17,9 процента в 2013 году до 10,3 процента в 2015-м.

В начале 2012 года министры обещали жить по средствам, в середине года про это подзабыли, и в предварительном проекте бюджета на 2013 год расходы ведомств существенно возросли — до 114,8 миллиарда сомов. Теперь в проекте, представленном на суд депутатов, цифры вновь изменились. Содержание обещают урезать министрам и депутатам, обязательства Соцфонда, напротив, возрастут. Однако это пока только бумага. Как сложится на практике, сейчас сложно предугадать.

Приехали

Одной из самых дорогих для налогоплательщика, в прямом смысле этого слова, госструктур является парламент. В 2012 году на его содержание заложено 772,9 миллиона сомов, в 2013-м ужались на 58,6 миллиона. Итоговая сумма зарплат также уменьшена с 556 миллионов до 542,3 миллиона сомов, но как-то не верится, что депутатам ее урежут.

Сильно сокращены расходы на поездки. В текущем 2012 году на это недешевое удовольствие запланировано 19,8 миллиона сомов, из которых более 15 миллионов успешно прокатано. В 2013-м вояжи будут доступны только избранным из числа избранных — всего на 6,5 миллиона сомов. В целом за комфортное передвижение депутатов и их свиты в 2012 году мы заплатим 28,7 миллиона сомов. В 2013-м эта статья уменьшится, хотя и не намного — до 23 миллионов сомов. Есть, правда, еще 32,3 миллиона на текущие и прочие расходы, но и это на 6 миллионов сомов меньше того, что выделено на 2012-й.

Аппарат правительства потратит на себя в 2013 году 159,4 миллиона сомов. Для сравнения, на этот год заложено 172,8 миллиона, а за прошедшие 10 месяцев потрачено 143,3 миллиона сомов. В 2013 году министрам придется ужаться в поездках, на которые выделено 4 миллиона против нынешних 6,2 миллиона сомов, и в прочих расходах — до 2,8 миллиона против нынешних 6,3. Другой вопрос: насколько эффективно отработаны эти деньги, и стоила ли проделанная работа таких затрат? Нынешняя экономическая и социальная ситуация заставляет очень серьезно об этом задуматься.

Госорганы в ведении президента в 2012 году израсходуют 812,1 миллиона сомов, а в 2013-м обещают уложиться в 664,4 миллиона. Сокращение здесь намечено по всем статьям: зарплата, служебные поездки, транспортные и прочие расходы.

Каждому по возможностям, от каждого… никто не требует

Министерские и ведомственные бюджеты подкорректированы, хотя экономить намерены не все ведомства. Если Минюст станет для налогоплательщиков на 4 миллиона сомов дешевле, то МИД, напротив, потратит на 72,4 миллиона больше. Бюджет Минфина с учетом ПГИ также существенно возрастет — более чем на 1,5 миллиарда сомов.

Наращивает расходы социальный сектор. Бюджет Минобразования составит 4,3 миллиарда сомов против нынешних 4,2. Из этой суммы 2,5 миллиарда планируют направить на зарплату сотрудников подведомственных учреждений. Бюджет развития составляет 209 тысяч сомов из внешних источников и 3,2 тысячи — из внутренних.

Минсоцразвития потратит на 1,2 миллиарда больше, чем в 2012 году. Минкультуры тоже перепадет на 100 тысяч сомов больше. Госагентству по физкультуре и спорту выделят на 11,4 миллиона сомов больше. Может, провал на Олимпиаде заставил-таки чиновников задуматься о состоянии отечественного спорта? Обязательства Соцфонда возрастут с нынешних 10,6 миллиарда до 12,8.

Подкорректированы в сторону уменьшения расходы министерств экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, энергетики, таможенников и налоговиков. Так, расходы Минэкономики сокращены на 99 тысяч сомов, Минздрава — на 172 тысячи. Бюджет Министерства энергетики и промышленности с учетом ПГИ запланирован в размере 9,34 миллиарда сомов, это на 784 тысячи сомов меньше, чем в 2012 году. Минтрансу придется уложиться в 6,5 миллиарда сомов, в то время как в 2012-м расходов запланировано на 7,6 миллиарда. Бюджет развития, который сформируется из внешних источников, составит 4 миллиарда сомов. В 2012 году он был в размере 5,8 миллиарда сомов.

Меньше денег выделят Министерству молодежи, труда и занятости. Если сейчас его бюджет с учетом ПГИ переваливает за 2 миллиарда сомов, то в 2013-м составит 1,2 миллиарда сомов. Из них 74,8 миллиона — бюджет развития, который сформируют из внешних источников. При таких тратах на это ведомство общественность не перестает задаваться вопросом, чем же оно все-таки занимается?

«Мне непонятно, чем занимается Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызстана», — сказала на встрече с вице-премьер-министром Джоомартом Оторбаевым директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. Обсуждая вопросы оптимизации системы госуправления, она отметила, что не проведен функциональный анализ ведомств. «Если создается целое министерство под одну революционную персону, о какой оптимизации госуправления может идти речь? После применения общепризнанной методологии подобные революционные ведомства и революционеры отпадут сами собой. Это и будет оптимизация», — считает Чолпон Джакупова.

Отступление об эффективности

Минсельхозу выделяется на 359 тысяч сомов меньше, чем в 2012 году. Притом, что бюджет ведомства один из самых «тяжелых» — 1,8 миллиарда сомов, найти на вакцинацию животных от ящура 260 миллионов сомов власти не могут. Фермеры который год вывозят продукцию животноводства в Казахстан только на основании договоренностей правительств. И как только политическая и экономическая ситуация меняется, Кыргызстан сталкивается с проблемой экспорта. А поскольку ничего для стабилизации эпизоотической ситуации не делается, то у Казахстана всегда есть повод вспомнить об опасности ящура или других болезней, с которыми и на территории соседей не все в порядке.

Победить болезнь можно было бы за три года, если заниматься этим регулярно, но денег в бюджете нет. Одна доза препарата стоит около 200 сомов, на все поголовье, которое насчитывает около 1,3 миллиона голов КРС, нужно 260 миллионов сомов. Найти деньги никак не могут. Всего на профилактику болезней животных государство выделяет 47 миллионов сомов. Это к вопросу об эффективности.

«Нет конкретных показателей достижения поставленных целей, — соглашается глава ОНС при Минфине Азамат Акелеев, комментируя бюджет на 2013 год. — Мы тратим почти 2 миллиарда на Минсельхоз, а где результаты? Ветеринарная обстановка ухудшается, производство сельхозпродукции спрогнозировать не можем. Вот и в бюджете на 2013 год только набор статей расходов и общее увеличение бюджета».

Он отмечает, что в 2009-м общие расходы государства были на уровне 50 миллиардов сомов, а сегодня переваливают за 100 миллиардов, но денег все равно не хватает. На фоне роста обязательств государства его доходы остаются на прежнем уровне. Отсюда невыполнение планов по внешним выплатам, налогам. Кроме того, у страны слишком большие внешние шоки и слишком незначительные механизмы защиты от них.

Деньги — если они есть, то их сразу нет

Уже известно, что на поддержку бюджета-2013 направят часть средств турецкого кредита в $100 миллионов, $25 миллионов российского гранта, есть надежда получить еще $30 миллионов от Всемирного банка. Привыкли уже собирать по сусекам, не исключение и предстоящий 2013-й.

[plain]«Дефицит — это проблема. Когда мы знаем, что деньги из основных источников уже собраны наперед, то нас вполне может ожидать бюджетный коллапс, — говорит политэкономист, управляющий директор Центрально-Азиатского института свободного рынка Мирсулжан Намазалиев. — Откуда теперь будут собирать? Опять придется занимать извне. Мы сейчас не стремимся радикально сокращать госаппарат и работать над повышением его эффективности, а только занимаем и не думаем, что эти долги должны будут возвращать наши дети».[/plain]

Меж тем резервы есть и внутри государства. Помимо секвестирования непомерных расходов на содержание госаппарата, резервы есть в одной из самых коррумпированных и «темных» систем — госзакупках. «Ежегодно на них тратится около 20 миллиардов сомов, и, по разным оценкам, от 10 процентов этой суммы уходит на коррупционные механизмы, — продолжает Азамат Акелеев. — В то же время на портале госзакупок регистрируется только около 10 процентов поставщиков и заказчиков, большинство же предпочитает оформлять сделки старыми методами».

Единственным плюсом нового финансового документа эксперт назвал программные бюджеты, разработанные для 15 министерств, где указаны конкретные цели и показатели. «Однако только у Министерства экономики я нашел отчет о проделанной работе, еще у трех на сайтах есть планы развития, — говорит он. — Нет планов, целевых показателей и отчетности. Из этого можно сделать вывод, что бюджет распределяется по старой инертной системе».

В преддверии 2013-го мы продолжаем барахтаться в том же болоте безответственности…

URL: http://arch.24.kg/economics/142035-byudzhet-2013-zatyanem-poyasa.html

NO COMMENTS

Leave a Reply