kg

Нет прямой связи между потерей национальной безопасности и предлагаемым режимом. Напротив, реакционная позиция АГА угрожает национальной экономической безопасности страны.

 

 

открытое небо

4 июня Агентство гражданской авиации (АГА) распространило заявление, в котором выразило свое мнение о возможных плюсах и минусах политики открытого небо.

 

Мы считаем, что данное заявление АГА является предвзятым, защищает узкокорпоративные интересы и не отражает всех выгод и преимуществ предлагаемой политики. Мы поддерживаем решение правительства ввести режим открытого неба и хотим обозначить выгоды для экономики страны, последующие за данным решением.

 

Политика открытого неба – это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований в международной авиации, т.е. создание свободного рынка для данной отрасли. Это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объемов и стоимости билетов и грузоперевозок. Основные выгоды данной политики:

 

—        Снижение цен на авиабилеты и грузоперевозки

—        Увеличение объемов пассажиропотока и грузоперевозок

—        Повышение конкуренции и качества авиауслуг

—        Увеличение количества международных направлений

—        Увеличение туристического потока

 

Кыргызстан подписал Договор по открытому небу еще в далеком 1993 году, однако до сих пор не ратифицировал данный документ. Кыргызстанцы хотят снижения стоимости авиабилетов и повышения качества международных аэропортов Кыргызстана. Однако парадокс государственной политики заключался именно в ограничении этих возможностей.

 

Итак, обозначим аргументы агентства, и выскажем свою позицию: 

 

1. Через 1-2 года исчезнут кыргызские авиаперевозчики (авиакомпании), осуществляющие пассажирские и грузовые рейсы Кыргызстана;

 

После введения режима открытого неба, скорее всего, произойдет сокращение объемов авиаперевозок кыргызстанских компаний с параллельным увеличением объемов зарубежных компаний, так как они предложат клиентам более высокий сервис, современный авиапарк и низкие цены. Возможно, некоторые местные авиакомпании придут к банкротству, что является нормальным процессом в рыночной экономики. Если потребители предпочтут пассажирские и грузовые рейсы зарубежных компаний, почему правительство должно этому мешать? Необходимо определиться, кто является приоритетом для правительства: граждане КР, как потребители авиауслуг или же местные авиакомпании?

 

2. Доминировать будут иностранные компании («Турецкие авиалинии», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Южно-китайские линии»), которые уже наработали в перевозке пассажиров и перевозят до 70% пассажиров;

 

Пассажиры и клиенты авиакомпаний своими предпочтениями определяют, кто доминирует на рынке. Недопустимо, чтобы правительство и АГА, в частности, определяли доминирующих игроков на рынке, устанавливая свои собственные правила.

 

Из-за барьеров для входа на рынок новых игроков поддерживаются неконкурентоспособные местные авиакомпании, чей авиапарк порой представляет угрозу пассажирам. Уже произошли несколько аварийных случаев с самолетами местных компаний, в том числе трагический – крушение самолета в Бишкеке в 2008 году, погибло 65 человек. В 2011 году в Оше произошла аварийная посадка самолета местной компании с последующим возгоранием. Только благодаря оперативным действиям одного из пассажиров удалось предотвратить очередную трагедию.

 

3. Исчезнут перевозки на внутренних линиях Ош, Жалал-Абад, Баткен, Исфана и т.д.;

 

На чем основан этот аргумент? До тех пор, пока имеется спрос на эти рейсы, нет оснований утверждать, что они исчезнут.

 

4. Потеряют работу более 1000 человек;

 

Этот довод неприемлем, если интересы граждан КР, в данном случае миллионов пассажиров являются безусловным приоритетом в правительственной политике. Следуя логике АГА, Кыргызстан должен законсервироваться и установить барьеры во всех отраслях экономики, имеющих внешних конкурентов. Нас призывает потреблять местную продукцию и забыть о более качественной и доступной импортной продукции. Это ли путь к процветанию и изобилию?

 

5. Закроются авиационный колледж, «Манас авиасервис», «Учебно-тренировочный сервис»;

 

Кыргызстан находится в рамках конкурентной среды на региональном и глобальном уровне. Эти организации должны развиваться, повышая свою конкурентоспособность, а не за счет искусственных государственных барьеров. Введение политики открытого неба станет мощным стимулом и мотивацией для данных организаций повышать качество услуг и соответствовать международным стандартам.

 

6. Иностранные компании не внесут в бюджет КР средства, так как согласно Межправительственному соглашению, ратифицированному Жогорку Кенешом КР, они освобождены от уплаты налогов полностью;

 

Политика открытого неба позволит увеличить доходы международных аэропортов Кыргызстана, что приведет к увеличению налоговых отчислений. Для объективной оценки доходов в бюджет, следует учитывать всю цепочку последствий от данного режима. Новая политика приведет к увеличению потока пассажиров и туристов, что положительно отразится на доходной части бюджета. К нам будут больше прибывать зарубежных бизнесменов, туристов, участников семинаров и конференций, студентов и т.д.

 

«Открытое небо» успешно практикуется во многих странах мира, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии (странах АСЕАН), Грузии, а также в странах Евросоюза. Один из примеров: Аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счет расширения транзитных возможностей смог увеличить пассажиропоток вдвое – с 18 млн. до 36 млн. пассажиров, а количество транзитных пассажиров – с 5 млн. до 28 млн. В целом, страны, относящиеся к «Азиатским тиграм» показали наиболее потрясающие результаты данной политики.

 

7. Потеря национальной безопасности;

 

На чем основан этот довод? Нет прямой связи между потерей национальной безопасности и предлагаемым режимом. Напротив, реакционная позиция АГА угрожает национальной экономической безопасности страны.

 

8. Потеря национальных интересов;

 

Чем является национальный интерес для Агентства гражданской авиации? Для нас национальный интерес – это интересы граждан КР, которые только выиграют от введения новых правил в сфере международной авиации.

 

9. Не будет оплаты членских взносов для Международной организация гражданской авиации (ИКАО);

 

Оплата членских взносов не может быть серьезным доводом против введения прогрессивной политики открытого неба. Ежегодные взносы в размере 40-45 тыс. долл., которые можно оплачивать напрямую из бюджета, несравнимы с той выгодой, которую получит население и экономика страны.

 

10. Перестанут осуществлять свою деятельность аэропорты Жалал-Абад, Баткен, Исфана и другие;

 

Нет никаких оснований считать, что данные аэропорты прекратят свою деятельность. Востребованные аэропорты продолжат свою деятельность. Напротив, местные авиакомпании и аэропорты могут выиграть от введения режима открытого неба, благодаря увеличению количества радиальных рейсов.

 

11. Ни одна иностранная компания не будет летать по внутренним линиям Кыргызстана, и тем более в случае чрезвычайных ситуаций не будут перевозить военный контингент и пострадавших людей.

 

Этот аргумент, скорее за режим, нежели против. Так как, если иностранные компании не будут предоставлять внутренние рейсы, то местные компании не боясь конкуренции, могут продолжить свои внутренние перевозки. Для решения чрезвычайных ситуации налогоплательщики содержат армию и МЧС.

 

12. В качестве плюса АГА назвало только один пункт — небольшой доход, который получат аэропорт и ГП «Кыргызаэронавигация» от взлетов, посадок и пролета на территории Кыргызстана;

 

Мы считаем, что режим принесет международным аэропортам и ГП «Кыргызаэронавигация» значительную прибыль. Рост потока пассажиров и туристов также окажет заметный эффект на экономический рост, что отразится на росте ВВП и доходов в бюджет.

 

Режим будет способствовать увеличению туристического потока, что в купе с безвизовым режимом повысит доходы населения. Наша страна может на самом деле превратиться в туристическую Мекку. В настоящее время туристы из развитых стран не могут прямым рейсом прилететь в Кыргызстан, граждане КР, в свою очередь, не имеют прямых рейсов до крупных городов развитых стран.

 

Кыргызстан не интегрирован в глобальную экономику и до сих пор остается тупиковой страной с отсталой инфраструктурой и экономикой. Однако Кыргызстан имеет выгодное географическое расположение, которое может дать скорые результаты в случае применения нового режима. Для стимулирования роста экономики необходимо создать спрос путем открытия Кыргызстана внешнему миру.

 

В 2010 году общий пассажирооборот в КР составил всего 656 тысяч пассажиров. Для сравнения в 2010 году аэропорт Алматы обслужил более 3 млн. пассажиров. Благодаря высокой конкуренции среди перевозчиков билеты из аэропорта Алматы в среднем на 30-40% дешевле, чем билеты из аэропорта Бишкека в тех же направлениях. Существующие ограничения привели к тому, что граждане КР предпочитают более дешевые рейсы из Алматы, но при этом вынуждены тратить время на дорогу и прохождение кыргызско-казахской границы, которая вызывает много нареканий.

 

Минтранс России ввел в аэропорту Владивостока беспрецедентный для России режим открытого неба. После введения политики открытого неба авиакомпании получили возможность совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции. Минтранс России принял это решение, так как понимает, что только режим открытого неба позволит вернуть десятки миллиардов рублей, вложенных в реконструкцию аэропорта Владивостока.

 

«Открытое небо» позволит мировым авиаперевозчикам без ограничений летать в воздушном пространстве и совершать посадки с возможностью посадки-высадки пассажиров, а также погрузки-разгрузки грузов. Другими словами, это приведет к:

 

    • Снижению цен на авиабилеты и грузоперевозки, что создаст условия для увеличения количества потребителей авиауслуг
    • Большему количеству конкурирующих авиакомпаний мирового уровня
    • Повышению качества авиауслуг
    • Увеличению количества направлений из Кыргызстана и, следовательно, в Кыргызстан, что позволит гражданам совершать прямые международные перелеты без транзитных пересадок и сэкономит личные средства граждан
    • Увеличению потока пассажиров и туристов
    • Росту экономической деятельности
    • Повышению доходов международных аэропортов Кыргызстана, а также предприятий и лиц, занятых в обслуживании аэропортов, авиакомпаний и пассажиров
    • Увеличению налоговых поступлений в бюджет

 

Вышеперечисленное – всего лишь видимая часть возможных результатов политики открытого неба. Введение данной политики не требует затрат, напротив сократит расходы на содержание регуляторов.

К сожалению, отдельные представители госорганов и парламента саботирует проведение прогрессивных реформ, что приводит к ухудшению и без того плачевного состояния экономики. Мы призываем правительство принимать решительные меры против лоббистов, защищающих свои узкие интересы.

 

Мирсулжан Намазалиев, Управляющий директор CAFMI

Азис Иса, Глава отдела исследований CAFMI

Улук Кыдырбаев, Исполнительный директор Бишкекского делового клуба (БДК)

Эрмек Ниязов, Председатель Бишкекского делового клуба (БДК)

Тимур Ташкулов, Частный предприниматель, член БДК

Инскендер Шаршеев, Бизнес аналитик

Азамат Аттокуров, Независимый эксперт

Азамат Акелеев, Независимый эксперт

 

6 июня 2012

Бишкек, Кыргызстан

 

NO COMMENTS

Leave a Reply