Вопрос о необходимости снятия визового режима для стран с высоким уровнем дохода поднимался не раз в течение последних 15 лет. За это время единственным, чего удалось добиться, было лишь его упрощение. После падения «железного занавеса» 20 лет назад мы имеем право строить политику, исходя из наших национальных интересов, то есть с целью расширения торговой интеграции с глобальным миром и диверсификации торговых отношений.

Иностранный туризм – тоже экспорт, только услуг, потому что финансовые средства вливаются извне. Но почему-то экспорт товаров не облагается пошлинами. А между тем, получение визы – такой же административно-финансовый барьер. Я и мой соратник Бакай Жунушов проанализировали ситуацию и представили в Общественный наблюдательный совет при Министерстве иностранных дел КР некоторые выводы по введению безвизового режима для стран с высоким уровнем дохода.

Иностранные граждане испытывают трудности с получением виз

Кыргызстан имеет свои дипломатические учреждения только в 23 странах. Гражданам других государств приходится либо пользоваться консульскими услугами диппредставительств Казахстана и России, либо выезжать в соседние страны. Зачастую стоимость виз оказывается завышенной, особенно, если они необходимы срочно.

Интересно, что раньше и правительство, и Жогорку Кенеш, и Временное правительство выпускали постановления, декреты и законы о введении безвизового режима, но по разным причинам они не исполнялись.

Организация экономического сотрудничества и развития

В Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят 34 страны, где средний размер внутреннего валового продукта на душу населения составляет 33 тысячи долларов. К слову, это в 10 раз больше, чем в Кыргызстане. Члены ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония. С двумя из них  — Японией и Турцией — у Кыргызстана уже установлены безвизовые отношения.

Арифметика

Разумеется, главный довод в пользу безвизового режима – экономическая обоснованность. По примерным подсчетам в настоящее время количество туристов из стран ОЭСР составляет 44 тысячи человек. В результате отмены визового режима, к 2013 году эта цифра увеличится на 30 % — до 58 тысяч человек. С учетом того, что, в среднем, каждый турист тратит 1 тысячу долларов, доходная часть экономики увеличится на 15 миллионов долларов или 670 миллионов сомов. С налоговой ставкой для туристических предприятий в 9,2 % отчисления в бюджет составят 61 миллион сомов.

Опасения МИД и других госорганов несостоятельны

Несколько государственных ведомств, среди которых Министерство внутренних дел, высказывают опасения в связи с отменой виз. Например: риск национальной безопасности Кыргызстана, риск возникновения нелегальной миграции, потеря денежных средств, за счет которых покрываются расходы диппредставительств. Эти сомнения кажутся мне несостоятельными.

Во-первых, в странах ОЭСР низкий уровень криминала и терроризма, да и проблем с притоком мигрантов из них бояться не стоит. Во-вторых, рост прибыли от туристической отрасли повлияет на увеличение бюджета республики, а значит – компенсирует потери специальных средств диппредставительствами. В-третьих, невозможно ориентироваться только на туристов из соседних стран. В-четвертых, экономический рост положительно скажется на общественно-политическом и социально-экономическом положении Кыргызстана, поскольку развитие туристической отрасли создаст новые рабочие места.

Для справки: В настоящее время безвизовый режим действует для владельцев всех категорий паспортов из следующих стран: Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан,  Вьетнам, КНДР, Куба, Малайзия, Турция, Украина, Узбекистан, Монголия, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Япония.

Эмиль Уметалиев, Соучредитель CAFMI

NO COMMENTS

Leave a Reply