Рынок наружной рекламы в городе Бишкек стремительно развивается. Несмотря на это, основным средством рекламы на улицах Бишкека на сегодняшний день остаются крупногабаритные рекламные щиты.

По данным исследования, проведенного CAFMI, рынок наружной рекламы в городе Бишкек составляет 352 — 360 тыс долларов США.  На февраль 2014 года в Бишкеке насчитывается 657 билбордов.

Однако, в Жогорку Кенеше КР был инициирован Законопроект «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «О рекламе», который предусматривает запрет на  установку крупногабаритных рекламных щитов в городе Бишкек.

Кроме того, законопроект предусматривает демонтаж всех уже установленных билбордов, за исключением государственных или муниципальных.

Как отмечается в справке – обосновании, Закон разработан в целях улучшения эстетического облика столицы.

Принятие и дальнейшая имплементация вышеупомянутого Законопроекта разительным образом преобразует улицы столицы, но необходимо также не упускать из виду, что не менее сильное воздействие это окажет на локальную экономику.

cosmos

Что важнее, эстетика или экономика?

Основной вопрос, на который необходимо  ответить лицам, уполномоченным принимать решения в данной сфере: можем ли мы на данный момент позволить себе заботиться об эстетическом составляющем городского развития в ущерб экономическому?

Роль крупногабаритных рекламных щитов для МСБ в Бишкеке

Наружная реклама, главным образом представленная в Бишкеке крупногабаритными рекламными щитами, играет значительную роль в деятельности малых и средних предприятий столицы. Для большинства малых и средних предпринимателей билборды – единственное доступное в ценовом плане средство рекламы.  Цена на рекламу на телевидении, радио или в интернете многократно превышает цену аренды рекламного щита. К примеру, цена одной минуты прокрутки рекламного ролика по телевизионному каналу в прайм-тайм равна стоимости месячной аренды билборда.

Так, по данным исследованиия CAFMI, на декабрь месяц 2013 года лидирующей категорией рекламодателей является “Одежда, обувь и аксессуары”, которая занимает 13,9% от всех расходов рекламодателей на наружную рекламу. В десятке лидирующих категорий  также представлены “Услуги банков”, “Рынок недвижимости”, “Товары для дома”, “Продукты питания”, “Мебель” , “Кафе, рестораны”, “Массовые зрелища”, “Автомобиль” и “Сотовая связь”. То есть, 7 из 10 лидирующих категорий, которые занимают 59% общего объема рекламодателей, это предприятия, предоставляющие услуги только на местном уровне. Такие предприятия, как магазин мебели или одежды не столь крупны, чтобы позволить себе рекламировать свой продукт на республиканских телевизионных каналах или популярных сайтах.

cosmos

Компенсации владельцам рекламных щитов

Кроме того, принятие данного Законопроекта несет непосильные расходы  для сегодняшнего Бишкекского городского бюджета. Разработчики не прогнозируют никаких финансовых последствий, о чем говорится в анализе регулятивного воздействия. Но так как АРВ игнорирует конституционные права владельцев рекламных щитов, необходимо полагать, что при его проведении были допущены ошибки.

В Кыргызской Республике право частной собственности защищается Конституцией. Частная собственность может быть отчуждена только в судебном порядке, с выплатой компенсации рыночной стоимости отчуждаемого объекта. Так как владельцы рекламных щитов при их установке не нарушили ни один закон Кыргызской Республики, быть демонтированы данные щиты могут быть только в случае выплаты компенсации их рыночной стоимости.

По данным рекламных агентств, на установку одного крупногабаритного щита расходуется в среднем 6000 долларов США. При количестве, установленных на данный момент в городе, рекламных щитов, компенсации их владельцам могут достигать 208 миллионов сомов.

Поступления в городской бюджет

Немаловажную роль также играют налоговые и другие поступления в городской бюджет от использования рекламных щитов. Только налоговые поступления ежегодно в среднем составляют  2 800,0 тыс сомов.

Кроме того, за размещение рекламы на крупногабаритном рекламном щите, рекламодатели должны уплатить в счет городского бюджета 1547 сомов по официальному прейскуранту за одну рекламную плоскость.  Все городские билборды имеют 1210 плоскостей, их средняя заполняемость же, по данным рекламных агентств, составляет 70 %. То есть, каждый месяц рекламодателями арендуются в среднем 847 рекламных плоскостей, что дает городскому бюджету 15 723,0 тыс сомов в год.

В городской бюджет также ежегодно поступают средства за аренду муниципальной земли под рекламные щиты. Так как нет официально утвержденного порядка исчисления стоимости аренды муниципальной земли, размер средств, поступающих за счет этого в городской бюджет, к сожалению, невозможно просчитать.

cosmos

Внешний облик столицы.

Преобразится ли город при замене рекламных щитов?

Разработчиками Законопроекта как альтернатива билбордам предлагаются щиты формата ситиборд. Но не было проведено ни одной экспертизы профессиональными архитекторами или дизайнерами, заключение которой гласило бы, что предлагаемый формат не нарушает архитектурный ансамбль Бишкека и меньше вредит эстетическому облику столицы.  Открытым остается вопрос, преобразится ли город при замене рекламных щитов? Следовательно, ставится под сомнение целесообразность необходимости дополнительной траты средств предпринимателей на вынужденную замену щитов старого формата на новый.

Крупнейшие мегаполисы современного мира невозможно представить себе без наружной рекламы. В таких городах как Токио, Лас Вегас, Сеул, Гонконг каждый свободный метр пространства заполнен ею. Это не говорит о том, что это единственный правильный путь. Это говорит лишь о субъективности данного вопроса.

В вышеупомянутых городах наружная реклама динамично развивается, давая местным предпринимателям возможность представить потенциальным клиентам свой продукт и дополнительные средства городу, которые используются на то, чтобы ремонтировать дороги, очищать город от мусора, предоставлять горожанам лучшие условия для проживания. Отличие между данными городами и Бишкеком состоит лишь в механизмах управления и контроля за данной сферой. Практика показывает, что при эффективном управлении, наличие наружной рекламы приносит городу больше пользы, чем вредит ей.

В понятие «эффективное управление» в первую очередь входит разработка  четко сформулированных, ограниченных одним документом, нормативов и правил ведения деятельности в данной сфере. Без обеспечения равенства всех участников данной деятельности перед этими правилами, что не достигнуто на сегодняшний день, порядка в сфере наружной рекламы, очевидно, не достичь даже при замене форматов рекламных конструкций.  Также необходимо обеспечить возможность граждан контролировать деятельность всех уполномоченных в данной сфере муниципальных органов.

Рекомендации.

  1. Отозвать Проект закона «О внесении изменений в Закон КР «О рекламе» (о запрете крупногабаритных рекламных щитов в городе Бишкек)».
  2. Провести официальную экспертизу с участием архитекторов и дизайнеров о влиянии крупногабаритных рекламных щитов формата 6х3 метра на уровень эстетической привлекательности города Бишкек.
  3. Демонтировать за счет владельцев все крупногабаритные рекламные щиты, установленные в неположенном месте и с нарушением Законодательства.
  4. Привлечь к ответственности должностных лиц, ответственных за дачу разрешений на установку крупногабаритных рекламных щитов в неположенном месте.
  5. Разработать единый нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления права на установку рекламных конструкций, с приведением обязательства их владельцев по обеспечению надлежащего вида данных конструкций, а также исчерпывающего перечня органов и их компетенций в сфере регулирования рекламной деятельностью.
  6. Внедрить электронное управление в систему контроля за наружной рекламой. Данное даст возможность контроля со стороны граждан за надлежащим исполнением обязанностей каждого муниципального служащего и исключит физический контакт между предпринимателями и муниципальными органами, что на данный момент является почвой для коррупции.

CAFMI, Сентябрь 2014

NO COMMENTS

Leave a Reply