CAFMI предлагает новую концепцию реформ торговой политики Кыргызстана, в рамках которой предлагается в одностороннем порядке минимизировать все импортные тарифы и квоты, желательно до минимума.

«Мы провели анализ барьеров, способствующих снижению объемов ре-экспорта из Кыргызстана», — сказал глава отдела по исследованиям CAFMI Сейитбек Усманов. — Текущая пошлинная политика налагает барьеры в сфере торговли, которые создают проблемы в свободном передвижении товаров, повышая цены на продукты и ухудшая уровень жизни населения.

Многие страны, обделенные природными богатствами, смогли добиться большого успеха благодаря установлению свободной международной торговли. По словам директора CAFMI Мирсулжана Намазалиева, свободная торговля обеспечивала высокий уровень развития Римской империи, которой были характерны развитые торговые связи по суше и морю в рамках всего Средиземноморья.

«Такие страны, как Нидерланды и Голландия, Швеция и Великобритания перешагнув от средневекового регулирования к ренессансной свободной торговли становились крупнейшими центрами коммерции Европы», — сказал Мирсулжан Намазалиев. Аналогичные показатели применимы в отношении современных государств мира, таких как Дубай, Гонконг, Сингапур, Эстония и Грузия. Движущей силой «взлета» этих стран была и остается свобода торговли.

Кыргызстан имеет все шансы построить оазис торговли в сердце Евразийского континента, а для этого необходимы максимальное упрощение системы таможенного администрирования и минимизация самих пошлин. Авторы концепции уверены, что избавление от суровых процедурных требований, а также импортных тарифов позволит жителям страны приобретать продукты по низким ценам, а компаниям снижать свои производственные издержки.

Немаловажные барьеры создает обилие контролирующих органов (службы, департаменты, инспекции), которые дублируют функции друг друга: Пограничная, Таможенная, Ветеринарная, Санитарная, Экологическая, Миграционная, Автомобильная, Транспортная, «Кыргызинтранс» и СЭЗ. По результатам исследования Ассоциации Перевозчиков КР установлено, что водители тратят 49 минут на посту пограничного контроля, 73 минуты на таможенный контроль, 31 минуту у весогабаритного контроля и около 7 минут для транспортной инспекции.

«Отсутствие координации между контролирующими органами, и их неэффективность также создает необходимость максимальной оптимизации количества контролирующих органов, необходимых документов и процедур по экспорту и импорту», — отмечает Сейитбек Усманов.

По мнению экспертов Центральноазиатского института свободного рынка, Кыргызстан должен взять курс на свободную торговлю в своей экономической политике. Один из первых шагов в этом направлении – в одностороннем порядке минимизировать все тарифы и квоты, желательно до минимума. В то же самое время, необходимо максимально упростить административные требования и процедуры до уровня действительно необходимых таможенных документов. Нужно отменить необходимость в предоставлении сертификата о происхождении и качеству. Вместо этого, разрешить импорт и экспорт товаров, имеющих разрешение на импорт в страны Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

Как сообщают авторы концепции, нельзя ограничиться только реформами законодательства. В техническом плане, необходимо также обратить внимание на вопросы радикального обновления и принятия на службу кадров, имеющих высокую квалификацию. Также, автоматизация и компьютеризация таможенной службы создаст новые возможности для пополнения доходной части бюджета, ускорения прохождения процедур таможенного оформления, улучшения достоверности таможенной статистики и повышения эффективности борьбы с контрабандой.

Прочитать полную концепцию по реформам торговой политики Кыргызстана можно здесь.

CAFMI, 23 ноября 2010

Бишкек, Кыргызская Республика

NO COMMENTS

Leave a Reply