В связи с ограниченным пропуском границы с 8 апреля со стороны Узбекистана, сегодня тысячи коммерсантов вынуждены заниматься торговлей в обход официальной границы.

Согласно данным Нацстаткома КР, за 2010г. внешнеторговый оборот Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан  сложился на  сумму 150 млн. долл. США и в сравнении с 2009г. сократился на 50%. Причиной такого снижения явилось сокращение поставок российского авиакеросина из Кыргызской Республики в Республику Узбекистан  со 114,6 млн. долл. США в 2009 г.  до 0,2 млн. долл. США в 2010 году.

Минимальное содержание китайских товаров в структуре экспорта официальной статистики КР дает основание утверждать, что товары экспортируются в Узбекистан нелегально, путем контрабанды и «челночным» способом. Аналогично, в структуре импорта Кыргызской Республики из Республики Узбекистан фактически отсутствует сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи) из-за ее теневого характера потока. Контрабандная торговля происходит в приграничных селениях вдали от контролирующих органов. По всему периметру границы, порядка 1099 км или 28,3% от общей протяженности границ Кыргызстана, имеются нелегальные пути, по которым переправляется товар из Кыргызстана в Узбекистан и наоборот (см. фотографии ниже).

Важность нелегальной торговли для самовыживания

Приграничная торговля играет огромную роль в обеспечении занятости населения и повышения активности бизнеса. Эта торговля приносит доход для людей, работающих на базарах, а также для деятельности, связанной с базарами и торговлей. В отдаленных регионах, где занятость является дефицитным и зарплаты низкие, трансграничная торговля создаёт доход на весь дом и является более выгодным, чем большинство других доступных видов экономической деятельности.

Согласно исследованию Всемирного банка (ВБ) через Кыргызстан проходят значительные нелегальные торговые

потоки. Существенная часть его приходится через региональный рынок «Карасуу», в направлении Узбекистана и Таджикистана. Карасуу является торговой площадкой как для ре-экспорта, так и для экспорта отечественной продукции.  Рынок ориентирован на 12-миллионный ферганский контингент. Только 15% продукции рынка Карасуу  реализуется местным потребителям (см. график с права). По исследованию ВБ, на рынке более 10 тыс. контейнеров; занятость составляет более 16 тыс.чел (косвенная более 70 тыс.чел); доля оптовой торговли в общем объеме продаж составляет 80%.uz1

По словам торговцев рынка Карасуу, до 7 апреля 2010г.ежемесячные обороты контейнеров у оптовиков составляли не менее 40-50 тыс. долл. и до 100 тыс.долл., в рознице было от 5 до 25 тыс.долл. В настоящее время, в среднем оборот контейнера в месяц у розничных продавцов составляет около 2000 долл.; у оптовиков — около 11500 долл. Эти данные свидетельствуют о более чем 50% снижении оборотов контейнеров после 7 апреля 2010г.

uz1Стоимость совокупного объема товаров направляемых из рынка Карасуу в сторону Узбекистана в 2010 году составляет 605 млн.долл. США (в сравнении с официальными данными объемы нелегальной торговли превышают более чем в 5 раз).

На данный момент, коммерсанты вынуждены давать взятки пограничникам на обходных путях пересечения границы. Ставки варьируются в зависимости от места прохождения (лазейки в колючей проволоке, траншеи, по канату через реку, самодельные мосты и др.). Оплата пограничникам за переход человека по 100-400 сом каждой стороне (и кыргызской и узбекской стороне), груз до 80 кг- по 200-400 сом каждой стороне.

По результатам опроса в структуре экспорта преобладают одежда и обувь (68%) (см. график с права). В импорте — овощи и фрукты (46%) (см. график с права).

uz1

Перевозкой товаров через границы занимается единственная фирма “Абу-Сахи” (по словам торговцев, принадлежит Гульнаре Каримовой). Торговцы в этом случае привозят товары в “Абу-Сахи”, платят за перевозку и ждут доставки груза до г.Ташкента. Стоимость перевозки 1 кубометра увеличилась в 2 раза после закрытия границы и сейчас составляет 630 долл.

В настоящее время закрытие границы Узбекистаном препятствует движению капитала, труда и товаров, разрушает трансграничные локальные рынки, подрывает общий рынок труда, затрудняет развитие частного предпринимательства в рамках всего региона.  Это усугубляет неравномерность социально-экономического развития, увеличивает бедность и нестабильность в регионе. Большая часть товарооборота находится в тени, основной поток трудовой и торговой миграции стал нелегальным. Такая ситуация только стимулирует распространение коррупции и снижение безопасности в регионе.

В целях изменения данной ситуации в лучшую сторону необходимо: принять меры по обеспечению в полной мере реализации соглашений в сфере пересечения границы физ.лицами и взаимной торговли между КР и РУ; создание (по согласию обоих сторон) совместных зон приграничной торговли с соответствующей инфраструктурой; пересмотр системы таможенного оформления и упрощенного налогообложения; проработать комплекс специальных мер по обеспечению безопасности людей, занимающихся приграничной торговлей; ускорить процесс делимитации и демаркации государственных границ.

CAFMI, Бишкек, Кыргызская Республика

10 февраля 2011 г.

NO COMMENTS

Leave a Reply