Динамичный рост экономики с полным раскрытием ее потенциала невозможен при наличии обширных, неограниченных четкими рамками, функций бюрократии. Сегодня, дебюрократизация уже стала актуальным общественным запросом. Сформировалось понимание ненужности излишнего регулирования и надзора за бизнесом. Какими способами можно достичь дебюрократизации – сокращения функциональной части правительства? В этой статье будет предложен один из наиболее эффективных способов – электронное правительство. Однако стоит особо отметить, что сама по себе инициация электронного правительства не даст желаемых результатов без тщательного функционального анализа каждого ведомства, и последующего сжатия их функций до необходимого минимума.

Электронное правительство (ЭП) стало обыденной реальностью в таких странах, как Южная Корея, Эстония и Сингапур. В соседнем Казахстане активное внедрение ЭП в госуправлении уже приносит свои ощутимые плоды. В Кыргызстане много лет ведутся дискуссии по данной тематике, но широкая публика все еще остается не информированной о преимуществах и потенциале технологий ЭП.

Электронное правительство – это способ предоставления гражданам и бизнесу страны государственных услуг с использованием информационных технологий. ЭП предполагает автоматизацию документооборота и управленческих процессов. К примеру, вам не нужно предоставлять свои данные в каждый госорган отдельно, если они есть в одном, т.е. государство само решает вопрос обмена данными внутри своей системы. Получение паспорта, водительских прав, свидетельств, разрешений и других документов будет занимать не более получаса. Граждане смогут получать запрашиваемую информацию из электронных баз данных госорганов в течение нескольких минут, избегая ненужных трат времени, нерв и средств. Каждый гражданин республики сможет принимать активное участие в управлении государством, не выходя из собственного дома. При достаточном развитии технологий можно реализовать выборы через интернет, что сократить до минимума издержки на их проведение.

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП), один из ключевых инструментов ЭП, позволяет полностью отказаться от физических подписей и печатей. С применением цифровой подписи сроки согласований и выдачи разрешительных документов сократятся многократно. Безбумажный электронный документооборот в рамках электронного правительства сэкономит сотни миллионов бюджетных средств. Только одно Министерство экономики и антимонопольной политики в месяц расходует свыше 1,5 млн. сом на обеспечение бумажного документооборота. Станет бессмысленным перемещение бумажных документов внутри ведомств, или их транспортировка между районными, областными и центральными органами.

E-stonia

В сфере доступности электронных услуг Эстония занимает первое место в мире. В Эстонии взаимодействие «правительство бизнесу» (G2B) развивалось путем минимизации процедур для бизнеса, так, например, компанию можно зарегистрировать онлайн за 18 минут! В том числе по сети можно получить любые лицензии и сертификаты. Общение с представителями контролирующих органов сведено к минимуму, что, безусловно, снижает потенциальную возможность для коррупции. Более 90% населения заполняют и отправляют налоговые декларации через интернет. С 2005 года граждане Эстонии имеют возможность проголосовать на выборах из любого уголка мира через сеть.

На уровне местного самоуправления электронное управление обеспечивает участие жителей в процессе осуществления власти. Все муниципалитеты страны имеют официальные сайты, обеспечивающие гражданам полный доступ к информации о планируемых решениях. Жители могут голосовать «за» или «против» решений, рассматриваемых на заседаниях муниципалитетов. Закон не обязывает принимать к исполнению позицию граждан, но политикам такой мониторинг позволяет узнать об уровне поддержки населением их деятельности.

Эстония начинала свою программу реализации ЭП при низком уровне информатизации страны. Учитывая схожесть ситуаций наших стран в этой сфере, можно во многом ориентироваться на опыт этой балтийской страны. Примечательно, что в Эстонии проекты по разработке и внедрению ЭП были полностью отданы на аутсорсинг бизнесу, государство играло лишь роль закупщика.

Наши потуги и имитации

Мало кто знает, что в КР исполнен ряд проектов по запуску ЭП. Была разработана информационная система «IS: Казна. Бюджет 1.0», которая позволяет автоматизировать бюджетный процесс в Кыргызстане, и, тем самым, существенно повысить его прозрачность. Однако Минфин и Центральное казначейство по неизвестным причинам не спешат переходить на автоматизацию бюджетного процесса. Несколько реализованных проектов по автоматизации отдельных госведомств, были благополучно свернуты после прекращения финансирования со стороны международных доноров. Отсутствует системный, последовательный подход, так, например, созданные электронные базы данных нескольких министерств оказались не совместимы друг с другом. Инициаторов модернизации обескураживает упорное нежелание должностных руководителей переходить на новые технологичные стандарты работы.

Отсутствует последовательный мониторинг и анализ эффективности развития ЭП в КР. Если обратиться к опыту Южной Кореи, то в 1990-х годах основное внимание в области электронного правительства Кореи было направлено на повышение эффективности управленческих процессов. С 2000 года больше внимания стало уделяться удовлетворенности граждан госуслугами, а с 2003 года, начала вестись активная работа по увеличению участия граждан в государственных делах.

ЭП как ключевой фактор развития в будущем

В настоящее время в мире развитие электронного правительства играет важнейшую роль в процессе модернизации общества и повышении национальной конкурентоспособности. В кыргызстанских реалиях вопрос внедрения ЭП решается вполне стандартным бюрократическим способом – был создан Совет по ИКТ, объявлены декларативные общие цели, в том числе и реализация электронного правительства, но работа данного совета в основном отрывочна, отсутствует продуманная, структурированная программа информатизации и автоматизации госуправления. Вызывает недоумение, что госорганы элементарно даже не предоставляют типовые бланки в электронном виде на своих сайтах для удобства граждан.

Количество интернет пользователей в Кыргызстане постоянно растет, и по разным оценкам достигло 2 млн. человек (36% населения), что является довольно высоким показателем среди стран СНГ. Устойчивый спрос на получение госуслуг посредством интернета со стороны население уже сформирован и со временем будет только повышаться. Интенсификация информационных потоков и взаимодействий на региональном и мировом уровнях требует скорейшего перехода на современные стандарты электронного госуправления.

Краткий итог преимуществ ЭП:

  • Повышение эффективности и качества госуправления
  • Прозрачность работы госорганов
  • Удобство и скорость предоставление госуслуг для граждан
  • Прямая обратная связь с гражданами
  • Качественно новый уровень участия граждан в управлении страной
  • Существенная экономия бюджетных средств

Перед правительством необходимо поставить четкие сроки реализации и перехода на ЭП, определить ответственные лица и установить измеримые показатели достижения поставленных целей. Иначе, согласно закону Паркинсона этот процесс будет длиться вечно, так как бюрократия обладает особым талантом затягивать, казалось бы, уже принятые решения.

CAFMI

Бишкек, Кыргызстан / 26 января 2012

NO COMMENTS

Leave a Reply