Положительный эффект дерегулирования в развитии рыночных отношений был выявлен экономистами уже давно. С семидесятых годов прошлого столетия начался процесс дерегулирования экономики в странах Европы и Северной Америки. В настоящее время наблюдается применения политики дерегулирования в ряде стран с переходной экономикой. В Кыргызстане этот процесс начался в 90-х годах, но так и не получил своего логического завершения.

Дерегулирование подразумевает отмену законов и постановлений, лимитирующих частную деятельность и препятствующих появлению, функционированию новых предприятий или ограничивающих конкуренцию.

Дерегулирование обеспечивает:

  • Переход от тарифов к ценам (свободное ценообразование)
  • Переход от лицензирования к страхованию, что позволяет сократить коррупцию и  в то же время компенсировать потери
  • Дебюрократизацию – уменьшение документооборота между бизнесом и государством, и как следствие уменьшение числа проверяющих и контролирующих органов.

Дерегулирование стимулирует жесткую конкуренцию субъектов экономики посредством устранения контроля со стороны государства. На первый взгляд кажется, что крупные компании дерегулируемой отрасли будут иметь еще большую силу. Однако на практике ситуация обратная, крупные компании больше не могут пользоваться привилегиями государства, ограничивающих вход на рынок и деятельность их конкурентов, как это часто бывает при регулировании. Все предприниматели ведут свою деятельность в одинаковых рыночных условиях.

Опыт зарубежных стран

Существует множество примеров частичного или полного отказа  от государственного контроля какой-либо сферы экономики. Приватизационная реформа, осуществленная в китайском сельском хозяйстве, вызвала заметное увеличение производительности аграрного сектора. Это стало самым наглядным примером успехов китайской политики экономической либерализации. В США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли; был принят закон по развитию туризма, стала фун­кционировать предусмотренная в нем новая Федеральная турист­ская структура – Национальная Организация Туризма (НОТ). Финансирование НОТ осуществляется частными фирмами и предприятиями, это говорит о том, что регулирование туризма осуществляется частными фирмами в их интересах, отвечая их потребностям и без вмешательства бюрократических структур. В США  годовой доход от этой деятельности в 2010 году составил 110 миллиардов долларов, и эта страна возглавила список самых посещаемых туристами стран мира. Также в Великобритании регулирование туризма происходит без участия госорганов, Британская туристская администрация была создана в 1969 году.

Дерегулирование туризма в Кыргызстане

Дерегулирование туризма послужит одним из серьезных шагов в развитии рыночных отношений в стране. В Кыргызстане доля сферы туристической деятельности в ВВП составляет около 4,6%, среднегодовая численность занятых в этой сфере 8140 человек. Безусловно, туризм Кыргызстана имеет огромный потенциал. Однако несовершенство правовых и административных сфер становится серьезным барьером для развития этой индустрии. Вопрос о дерегулировании туризма поднимали во многих туристических ассоциациях, союзах страны, ссылаясь на неэффективность регулирования туризма со стороны уполномоченных органов государства. Исследования зарубежных ученых последствий государственного контроля в разных странах показывают, что в странах со слабой рыночной экономикой такое вмешательство скорее искажает рынок,  чем корректирует.

Создание самостоятельной и самофинансируемой структуры, состоящей из представителей туристических предприятий и представителей местного населения, к компетенции, которой будут относиться вопросы регулирования туризма, поспособствует развитию свободного рынка туристических услуг в Кыргызстане. Представители местного сообщества и туроператоры обладают большей информацией о данной сфере, чем правительство, это значит проведение данной структурой адекватной политики по туризму, рациональное использование всего потенциала данной сферы. Это все приведет к сокращению и ликвидации государственного органа, регулирующий туризм страны.

Из года в год Кыргызстан становится все более популярным в иностранном охотничьем туризме. Казалось бы, истребление животных должно привести к сокращению их поголовья и, в конце концов, исчезновению. Однако охота – это очень выгодный бизнес. Частные предприниматели, занимающиеся этой деятельностью, сами заинтересованы в поддержании и увеличении поголовья животных. По регионам примерное количество баранов Марко Поло в Иссыкульской области составляет 6000, в Нарынской области 3000, в последние годы наблюдается увеличение поголовья. Лицензия на охоту выдается государством, однако затраты на поддержание и сохранение фауны ложатся на плечи частных фирм (в такой ситуации находится не только охота, но и весь сектор туризма). Хотя бытует мнение о том, что свободный рынок наносит вред природе, в данном примере «невидимая рука» рынка способствует охране окружающей среды.

Развитие свободного рынка туристических услуг вызовет мультипликативный эффект, то есть приведет к  развитию других отраслей государства. С развитием туризма появится потребность проведения различных фестивалей, выставок.  Это приведет к потребности в возрождении культурного наследия, традиций, обычаев и языка. Встреча и общение местных сообществ повлияет на сплочение и самосознание нации. Поэтому культура имеет непосредственную связь с развитием туризма. Рынок не девальвирует развитие культуры и искусства, между ними нет никакого противоречия.

Свободный доступ к рынку способствует развитию здоровой конкуренции, совершенствованию качества предоставляемых услуг. Конкуренция является тем свойством свободного рынка, с которым мы постоянно сталкиваемся. Работник защищен от своего работодателя наличием других работодателей, которые могут нанять его. Работодатель защищен от эксплуатации со стороны своих работников наличием других работников, которых он может нанять. Потребитель защищен от эксплуатации со стороны продавца существованием других продавцов, у которых он может купить. Как отмечал М.Фридман, «конкуренция защищает потребителя не потому, что бизнесмены более мягкосердечны, чем бюрократы, или более альтруистичны и великодушны, или более компетентны, но только потому, что в их собственных интересах служить потребителю». Еще один миф, связанный с развитием свободного туристического рынка – это появление фирм-«однодневок», не дающих клиенту никаких гарантий и не несущих ответственности за некачественные услуги и требующие контроля со стороны государства, не находит подтверждения. Так как конкуренция и будет являться строгим контролирующим органом.

Никто не знает, сколько еще мы будем находиться в переходном состоянии. Экономика держит курс к либерализации и уже что-то в ней достигнуто. Многие туристические фирмы и компании Кыргызстана  уже обладают инициативностью, энергичностью и дееспособностью. Государство должно доверять предпринимателям этой отрасли и не «подрезать крылья» туризму своей «опекой».

Нуркыз Кадырова

CAFMI, Бишкек, Кыргызстан

NO COMMENTS

Leave a Reply