КЫРГЫЗСТАН В РЕЙТИНГЕ DOING BUSINESS – НЕ ТРИУМФ, А ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Группа Всемирного банка и IFC представили обновленные данные международного рейтинга стран «Doing Business-2014». Кыргызстан занял 68 позицию, улучшив свои показатели на два пункта по сравнению с результатами прошлого года. Однако, это далеко не повод для благоприятных выводов. Во многих областях бизнес климата страны все еще остаются значительные проблемы.

DB2013

Маленькая победа

При анализе конкретных показателей, из которых формируется рейтинг, выясняется, что позиция Кыргызстана заметно улучшилась лишь по одному показателю: мы поднялись на 23 пункта (со 155 места в прошлом году на 132-е) в показателе «Разрешение неплатежеспособности».

Раздел «Разрешение неплатежеспособности» рассматривает временные и финансовые затраты, связанные с процедурами банкротства, и предоставляет меры измерения пробелов в законах о банкротстве. В нем также учитывается коэффициент взыскания долга, выраженный в центах на доллар, полученный с неплатежеспособной компании.

Незначительные улучшения Кыргызстана заметны также в показателях «Регистрация предприятия» (+2) и «Международная торговля» (+2).

Однако самыми плохими показателями Кыргызстана до сих пор остаются «Международная торговля» (182 место), «Подключение к системе электроснабжения» (180 место), «Разрешение неплатежеспособности» (132 место) и «Налогообложение» (127 место).

Барьеры для торговли

В методологии индекса рассматривается количество документов на импорт и экспорт, а также стоимость импорта и экспорта для предпринимателей. Соответственно, больший упор надо сделать на оптимизацию документов при торговле через государственную границу.

Согласно данным Ведения бизнеса, для экспорта стандартного контейнера товаров требуется 9 видов документов, это занимает 63 дня и стоит $4360. Для импорта такого же контейнера товаров требуется 11 видов документов, это занимает 75 дней и стоит $5150. В мире, Кыргызская Республика занимает 182 место из 189 стран по степени благоприятности условий международной торговли.[1]

Необходимо понимать, что большая часть экономики Кыргызстана зависит от международной торговли. Чем скорее Кыргызстан уменьшит количество разрешительных документов для импорта и экспорта товаров и оптимизирует процедуры регистрации, тем быстрее страна улучшит свои показатели по данному критерию. Более того, данное упрощение привлечет в страну дополнительные импортно-экспортные потоки и увеличит поступления в государственный бюджет.

Налоговая удавка для бизнеса

По вопросу налогообложения у Кыргызстана большие проблемы. Страна занимает 127 место в мире, отставая от Казахстана в 7 раз (у них 18 место), от России – в два раза. В среднем, каждая фирма в Кыргызстане осуществляет 51 налоговых платежей в год (средние показатели в Европе и Центральной Азии в два раза меньше – 26, а в странах ОЭСР с высокими доходами всего 12).  Наши предприниматели вынуждены тратить 210 часов в год (26 рабочих дней!) для заполнения подготовки и уплаты налогов. Для сравнения, в Объединенных Арабских Эмиратах на данные процедуры предприниматели тратят 12 часов в год, в Люксембурге – 55, в Ирландии – 80, даже в Швеции в два раза меньше времени – 122 часа. В Кыргызстане предприниматели должны выплачивать 33,4% своей прибыли в качестве налогов, тогда как в ОАЭ – 14,9%, в Грузии – 16,4%, в Монголии – 24,6%.

«Львиную долю» в структуре доходов государственного бюджета Кыргызстана составляют налоговые поступления. Государство из года в год усиливает давление на предпринимателей, как основных прямых налогоплательщиков. В связи с этим, значительная часть предпринимателей вынуждена уходить «в тень», что также ведет к росту коррупции. В этой ситуации, когда нужно и налоги собирать, и в то же время заботиться о благоприятном бизнес климате, государству целесообразно снизить налоговые ставки до такого оптимального уровня, при котором предпринимателям будет выгоднее работать прозрачно. В результате, совокупные поступления налогов вырастут за счет увеличения базы налогоплательщиков, а условия ведения бизнеса значительно улучшатся.

В ожидании электричества

Подключение к электроснабжению в Кыргызстане — проблема больше бюрократическая. Согласно данным Индекса, для подключения электричества требуется 7 процедур, тогда как страны с наилучшими показателями требуют всего 3 процедуры. Чтобы обеспечить свою фирму электроснабжением в Кыргызстане необходимо потратить 159 дней. Например, в Германии эта процедура занимает всего 17 дней. Стоимость подключения в Кыргызстане стоит 2256,4% от дохода на душу населения (официальная ставка, без учета возможных взяток и без НДС). Лучший пример в мире – это Япония, где стоимость равна 0% среднего дохода на душу населения. В Литве 48.1%, что в 47 раз лучше показателей Кыргызстана.

Что дальше?

Реализовав реформы в перечисленных выше проблемных зонах, Кыргызстан легко может попасть в Топ-50 стран мирового рейтинга. Зачем Кыргызстану необходимо улучшать позиции в международных рейтингах? Большинство иностранных инвесторов перед серьезными вкладами в производство изучают условия ведения бизнеса в стране. Если Кыргызстан продолжит практику давления на бизнес, страна будет обречена на кризис. Итак, продолжим душить бизнес или настало время поменять стратегию?


[1] Методология расчета рейтинга: http://russian.doingbusiness.org/methodology

Суммарные данные рейтинга по Кыргызстану:  http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/~/media/giawb/doing%20business/documents/profiles/country/KGZ.pdf

NO COMMENTS

Leave a Reply