Поговорка, послужившая названием этой статьи, возникла еще в царской России. Тогда дворяне занимали деньги и закладывали свои имения только для того, чтобы «справить наряды из шелка, бархата и других дорогих материалов». Но тогда, любившие приодеться дворяне, сами несли за это ответственность. За 25 лет независимости Кыргызстана чиновники набрали почти 3 миллиарда (!) долларов в качестве кредитов. И теперь за «шелка» управляющих нашей страной граждан, каждый читающий и не читающий эту статью гражданин Кыргызстана должен примерно 28 тысяч сомов внешним кредиторам.

Хотим мы того или нет, каждый из нас несет ответственность за действия нашего бывшего и настоящего правительства. В далекие 90-е страна понабрала кредитов, которые должны были обеспечить нам безбедное будущее. Что же было сделано за эти деньги? Загнивающая социальная сфера, отсутствие политической стабильности, еле дышащее сельское хозяйство и разбитые дороги советских времен. Если мы не смогли грамотно воспользоваться уже полученными деньгами, разумно ли с нашей стороны занимать снова и снова?

«Мы не должны стесняться жить в долг. Весь мир сейчас живет в долг. Если брать кредиты на выгодных условиях и эффективно их использовать для развития экономики, то ничего страшного в этом нет», — заявил премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев на заседании парламентской коалиции большинства 20 мая 2013 года. Несогласных с господином Сатыбалдиевым, думаю, найдется мало, но вся соль заключается именно в третьем предложении его цитаты «Если брать кредиты на выгодных условиях и эффективно их использовать …» Именно тут, как всегда, и возникают проблемы!

История нашего государственного долга уходит в самые темные времена 90х годов, когда Кыргызстан раз и навсегда лишился дотаций из Москвы. Такова была цена независимости…

Перед лицом светлого рыночного будущего, стране требовались деньги для того чтобы заложить условия развития нового капиталистического общества. Это было выполнимо только с условием проведения ряда структурных реформ в финансовом секторе, правовой и регулятивной сферах.
Займы нам выдавались рядом международных кредитно-финансовых организаций таких как: МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и странами-донорами (Япония, Германия). Но система была не готова….

Какими же критериями определяется эффективно работающая система? Самый простой критерий можно сформулировать в одном предложении: кредитные деньги должны работать на будущее и окупаться.
Когда фермер берет кредит в сто тысяч сом, то он, наверняка, потратит их на покупку новых орудий труда, земли или скота, то есть на то, на чем он в будущем сможет заработать деньги. Он не станет покупать дом замужней сестре, не станет покупать себе новый лексус, потому что старый устарел.

Люди, сидящие во власти — такие же фермеры, которые должны заботиться об окупаемости и целесообразности тех или иных вложений для страны. Однако, глубоко внедрившиеся во все уровни власти коррупция и безответственность, сделали это невозможным. Тендеры проводились фиктивно, бюрократическая верхушка покрывала убыточные предприятия, а деньги западных кредиторов тратились бездумно и в большинстве своем просто оседали в карманах чиновников. Вместо того чтобы создавать инвестиционные условия, чиновник просто покупал себе новый лексус, строил новый дом или помогал брату в обустройстве его карьеры.

Самое интересное, что больше всего денег Кыргызстан получил на наше ВСЕ — на ДОРОГИ. С 2007 по 2012 год объём финансовой помощи в этом направлении составил более 789 миллионов 845 тысяч долларов. На эти деньги дороги в нашей стране давно должны быть не хуже, чем в Германии или Швейцарии.

Однако, не далее, чем в 2011 году министр транспорта и коммуникаций Эркин Исаков рассказывал журналистам, что «с первых лет независимости Кыргызстана финансирование ремонта автодорог упало практически до нуля», а «общие потери дорожной сети к 2005 году составили более 1 тысячи километров».

На развитие энергетического сектора, которым так любят гордиться чиновники, только в 2007-2012 годах Кыргызстана получил 672 миллиона 985 тысяч долларов в виде инвестиционных кредитов (это еще не считая грантов). В сухом остатке – «веерные отключения», изношенность оборудования, постоянные неполадки в работе и повышение цен.

И, наконец, сельское хозяйство – еще один сектор экономики, который занимает одно из первых мест по количеству денег потраченных внешними кредиторами. За последние 6 лет на сельское хозяйство было выделено (опять же не считая грантов) 70 миллионов 750 тысяч долларов в виде инвестиционных кредитов. Однако, посевные площади ежегодно сокращаются, программы дешевого кредитования фермеров через государственные банки буксуют, а при занятости в сельском хозяйстве более 32% населения страны, оно дает лишь 18% ВВП.

Это лишь основные сферы, на которые должны были потратиться деньги. Только за последние 6 лет в Кыргызстан вложено почти 2 миллиарда долларов в виде грантов и кредитов. Где результаты?

В итоге к концу 90х годов в ряде международных экономических рейтингов Кыргызстан занимает места в конце списка и продолжает снижение.

  • По данным The Heritage Foundation & The Wall Street Journal в 2010 году Кыргызстан занимал 80 место в рейтинге экономической свободы среди всех стран мира, в 2013 году наша позиция упала до 89 места
  • По данным Transparency International за 2012 год Кыргызстан занимает 154 место по масштабам распространения коррупции.
  • В рейтинге Всемирного банка «Doing Business-2013» Кыргызстан занял 70 место из 185 стран мира, опустившись на одну строчку с 2012-го.

По данным Минэкономики КР ежегодный ущерб от коррупции в Кыргызстане оценивается в 700 миллионов долларов, что составляет почти 40 процентов доходов госбюджета. 85 миллионов долларов ежегодно теряется от коррупционных схем в одном лишь энергосекторе.

На основании всего вышеперечисленного, можно утверждать, что экономическая ситуация в стране ухудшается, а займы иностранных кредиторов на этот процесс практически не влияют.

Между тем, внешний долг продолжает расти: по данным Министерства финансов КР за год (с 1 мая 2012 по 1 мая 2013) он вырос на 20 млрд. сомов. Теперь государственный долг Кыргызстана составляет 142 млрд. 787 млн. 181 тысячи сомов. Может, наши чиновники так уверены в своей безнаказанности, потому что самое ценное умение политиков у власти в последние годы – переговоры по списанию кредитов, потраченных на «шелка»? И Россия, и Турция уже неоднократно списывали нам старые долги, но государство продолжает брать новые…

Необходимость коренных изменений в системе государственного управления Кыргызстана – очевидна. Коррупция и огромный бюрократический аппарат никогда не дадут возможности для развития и процветания. Безусловно, пока эти проблемы не будут решены никакие займы, кредиты или гранты не помогут нам выбраться из бедственного положения .

Младший аналитик CAFMI,

Артем Уточкин

Источники:
http://journals.manas.edu.kg/reforma/oldarchives/2012-3-55/11_1903-5114-1-PB.pdf
http://rus.gateway.kg/content/economika/7
www.minfin.kg/‎
http://delo.kg/index.php/2011-08-04-18-06-33/5877-milliardy-dlya-kyrgyzstana-da-kuda-zhe-vy-praviteli-ikh-devaete

NO COMMENTS

Leave a Reply