Пентагон решил активнее подключать к работе центральноазиатские компании, расширив спектр использования региональных грузоперевозчиков на дальние расстояния и производителей продуктов питания в процессе осуществления поставок для войск, сражающихся в Афганистане. По словам чиновников в Вашингтоне, новые деловые возможности благотворно скажутся на экономиках стран региона.

Правда, по словам водителей грузовиков, обрадованных открывающимися перспективами, активизация американских перевозок подталкивает вверх размер откатов, которые приходится раздавать по пути следования. На пути к пункту назначения грузовикам приходится проезжать по территории ряда самых коррумпированных стран на планете.

В июле представители вооруженных сил США инициировали региональную тендерную программу Центрального командования Surface Tender CENTCOM Region. Задачей программы является закупка грузов для американских баз в Афганистане на территории стран Центральной Азии и Закавказья. Проект призван активизировать перевозки по так называемой Северной сети поставок – сети железнодорожных, воздушных и автомобильных путей, соединяющих Западную Европу с Афганистаном. Объявив о том, что большая часть товаров будет приобретаться непосредственно в Кыргызстане, представители Пентагона охарактеризовали программу как «одно из наиважнейших предприятий на территории данного региона».

Только на пути следования между Кыргызстаном и Афганистаном лежит Таджикистан.

По словам Темирбека Шабданалиева, возглавляющего Ассоциацию перевозчиков Кыргызской Республики, по мере наращивания Вашингтоном перевозок по северному маршруту растет и алчность представителей печально известных таможни и дорожной милиции Таджикистана. В последнем Индексе восприятия коррупции международной антикоррупционной организации Transparency International Таджикистан занимает 154 место из 178 возможных. Кыргызстан утвердился на 164 позиции.

«Порядок выплат в Таджикистане зависит от ценности перевозимого груза, – рассказал Темирбек Шабданалиев EurasiaNet.org. – До прошлогодней активизации перевозок по Северной сети поставок порядок выплат составлял 100-200 сомов (2-4 доллара). А теперь и платить заставляют чаще. Раньше на пути через Таджикистан водителей обычно останавливали три раза. Теперь их останавливают десять раз». По подсчетам нашего собеседника, ездка, которая в прошлом году обходилась в 300-600 сомов (7-14 долларов), теперь обходится в 3-5 тыс. сомов (70-100 долларов), и все из-за роста объемов американских грузоперевозок.

По словам же американских чиновников, финансовая выгода для местных экономик перевешивает озабоченность в связи с распространением мздоимства.

Вашингтон давно сетует, что американские подрядчики раздувают цены на свои услуги по подрядам для Афганистана. На взгляд политиков и стратегов США, программа Центрального командования поможет сэкономить средства. Об этом говорится во внутренней записке военного ведомства от 26 апреля 2011 года, с которым Центральное командование разрешило ознакомиться EurasiaNet.org. В этом документе говорится, что американские подрядчики работают на основе «раздутых расценок на транспортные перевозки, превышающих коммерческие рыночные цены», привлекая в качестве субподрядчиков местные компании. Таким образом, тендерная программа «благотворно скажется на местных экономиках», изъяв из этой схемы посредников.

В октябре 2010 года по северному маршруту в Афганистан перевозилось 30 процентов всех грузов невоенного назначения. К концу 2011 года Пентагон надеется довести этот показатель до 75 процентов. По состоянию на настоящий момент большая часть грузоперевозок осуществляется международными фирмами, везущими грузы из Европы и далее в пункт назначения.

Как рассказал EurasiaNet.org официальный представитель Центрального командования США, летом этого года «пробные работы» по данной программе «прошли неплохо» и в октябре оборонное ведомство рассчитывает реализовать на базе тендера еще четыре транспортных контракта. Центральное командование не стало комментировать объемы, на которые планируется выйти в рамках осуществления данной программы, но, по словам представителей военных кругов США, цель состоит в том, чтобы «максимально увеличить объемы транспортировки приобретенных на местах грузов» с учетом потребностей правительства США.

Тендерная программа направлена на развитие транзитных компаний и компаний по оказанию услуг в Кыргызстане с целью «повышения их конкурентоспособности», говорит директор бишкекского Центральноазиатского института свободного рынка Мирсулжан Намазалиев. «Привлечение к работе местных фирм может благоприятно сказаться на имидже США, а кыргызские компании обойдутся дешевле их международных аналогов – даже если им в самом деле придется платить взятки при пересечении территории Таджикистана», – отмечает он.

За свои услуги кыргызские перевозчики просят около 4400 за ездку, говорит председатель Ассоциации перевозчиков Темирбек Шабданалиев. Сюда входят расходы, включая дизельное топливо, визовые сборы и различные выплаты, которые приходится делать в пути. Учитывая утверждения Темирбека Шабданалиева о дополнительных коррупционных выплатах, Центральное командование США явно перекладывает ответственность за общение с мздоимцами на местные фирмы.

По словам водителей Ассоциации перевозчиков, за вычетом расходов за каждую ездку они получат на руки 250-300 долларов. Так что около 110 долларов на взятки таджикским чиновникам означают солидную брешь в их заработке. Но это не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться водителям. «Прошлый год был для местных компаний процессом познания. Они уже знают, как следовать транзитом по территории Таджикистана – это просто, потому что они знают, кому платить. В Афганистане все гораздо сложнее, потому что там в тебя стреляют из автоматов, но водители привыкают и к этому», – говорит председатель Ассоциации перевозчиков КР.

http://russian.eurasianet.org/node/58934

NO COMMENTS

Leave a Reply