Казахстанские эксперты слишком рано похоронили чилийскую пенсионную систему, которая долгое время была похожа на нынешнюю казхастанскую и по многим показателям доказала свою эффективность. В своей заключительной статье на тему пенсионной реформы в Казахстане, которая, как оказалось, еще и отдельно коснется выхода женщин на пенсию в 63 года (может кто-то там наверху ждет, что женщины к этому возрасту просто до пенсии не доживут? И платить из общего котла не будет необходимости?).

Комментарий Мирсулжана Намазалиева, Управляющего директора CAFMI позволяет вернуться немного назад, «так кажется, что в Казахстане забыли о тех проблемах, с которыми сталкивались до 1998 года, о том, как задерживались пенсии, о том, как солидарная система пенсионная система никоим образом не давала стимулов для роста отчислений. Да и в целом, система была банкротной, а задолженности были высокими. Централизация пенсионных фондов, которая приводит к государственному капитализму, не решит той проблемы, которая стоит на повестке: низкую доходность НПФ. Напротив, монополизация рынка убивает качество, стремление к совершенству, и лишь послужит дополнительным источником для больших государственных затрат».

В заключение лишь могу добавить, что казахстанские эксперты слишком рано похоронили чилийскую пенсионную систему, которая появилась в 1981 году, и очень долгое время была похожа на нашу нынешнюю пенсионную систему и по многим показателям доказала свою эффективность.

В 2008 году чилийские власти реформировали свою накопительную пенсионную систему, чтобы устранить недостатки. Наши эксперты, видимо, не понимая что некоторые вещи можно улучшать, а не отказываться и придумывать что-то другое, объявили что «чилийская модель пенсионной системы, принятая за образец в Республике Казахстан, не выдержала проверки временем. В Чили от нее уже отказались».

Хотя на самом деле Чили ликвидировала дефекты в системе радикально, полностью отказавшись от солидарной системы, в пользу личных накопительных вкладов. Размер пенсионного взноса сотрудника, как правило, составляет 10% зарплаты, к которым добавляются еще 2,5–3% на административные затраты самого фонда. Участник пенсионной системы может самостоятельно регулировать как размер взноса, так и время выхода на пенсию. А Государство, в свою очередь, гарантирует минимальную пенсию всем тем, кто инвестировал средства в течение 20 лет, но не сумел накопить достаточную сумму.

Согласна с тем, что пенсионная система Казахстана требует реформ, однако доверия подобные резкие перемены к государству со стороны граждан не добавляется. Дальше может быть хуже — работающие могут быть не заинтересованы в уплате пенсионных взносов с полного размера их заработной платы (сокрытие реальных доходов), возможна сложность и запутанность пенсионного законодательства.

Автор: Айгерим Касымова, Institute for Development of Economic Affairs

13 марта 2013 г. Алматы, Казахстан

NO COMMENTS

Leave a Reply