Для лучшего обеспечения безопасности пассажиров и водителей такси необходимо не лицензирование, в частности, а повышение эффективности работы правохранительных органов посредством их тотальной реформы. Таким мнением поделился с корреспондентом Агентства «КАБАР» директор Центральноазиатского института свободного рынка Мирсулжан Намазалиев в ответ на высказывание министра транспорта и коммуникаций (МТиК) Кыргызстана Эркина Исакова на предмет лицензирования легковых таксомоторов.

«В Кыргызстане планируется ввести лицензирование легковых такси», — заявил 24 сентября текущего года глава МТиК. По словам М.Намазалиева, министр аргументирует свое предложение тем, что «такой вид транспорта не может обеспечить безопасные пассажироперевозки». Он утверждает: «существует проблема обеспечения безопасности пассажиров такси, и введение лицензии является самым эффективным решением».

Однако, указанное заявление, утверждает эксперт, не подкрепляется конкретными цифрами. «На наши запросы в МВД и Минтранс относительно предоставления данных о количестве и объеме преступлений, совершенных таксистами в отношении своих клиентов, мы получили ответы об отсутствии подобной статистики. Оказалось, преступления в отношении пассажиров классифицируются как грабеж, что включает в себя ряд других преступлений».

Как отметил директор института, в то же время нельзя заявлять о полном отсутствии подобных случаев, но в условиях, когда не приводятся конкретные факты, нельзя судить об их объеме и актуальности: «Поэтому зададимся другим вопросом — лучшим ли методом является лицензирование деятельности для решения данной проблемы и станет ли более безопасным передвижение легковых такси в стране?».

Богатый опыт чиновников Кыргызстана, которые занимаются лицензированием, доказывает обратное – лицензирование отрасли приводит к появлению бюрократических проволочек и их побочных эффектов, к коррупции и дополнительным издержкам для предпринимателей и клиентов. Лицензии в отношении таксомоторов, скорее всего, купят те авторизованные службы такси, которые и так предоставляют гражданам безопасный проезд.

Вместе с тем водители, не аффилированные с транспортными компаниями, продолжат свою работу без лицензий, без патентов, а также, возможно, и без «шашечек» на авто, потому что проще перевозить людей, не афишируя себя и получая больше дохода. К тому же будет доволен и пассажир: он платит меньше. Таким образом улицы Бишкека и ряда других городов Кыргызстана напомнят Алматы и Ташкент, где таксистом является почти каждый водитель, но пребывая в «тени», и где поступления от пассажироперевозок в государственный бюджет минимальны.

Как добавил М.Намазалиев, в странах, которые достигли значительных экономических успехов, благодаря максимальному сокращению количества лицензий и разрешительных документов на введение бизнеса усилилась предпринимательская и инвестиционная активность. (З.Ибраев).

http://kabar.kg/rus/economics/full/3411

NO COMMENTS

Leave a Reply