Свободная торговля является необходимым инструментом рыночной экономики и мирного сосуществования. Она приносит выгоду всем участникам – продавцам и покупателям, в которой происходит добровольный обмен товарами и услугами.

Учитывая тот факт, что ни одна страна, включая Кыргызстан, не может производить все то, что потребляет, необходимо перенять опыт тех стран, которые смогли получить максимальные блага.

Выгоды от торговли для Кыргызстана можно коротко охарактеризовать следующим образом:

  • Прямая и косвенная выгода идет вместе с созданием новых рабочих мест, оказывающих услуги (30.000 человек работают на рынке Дордой)
  • Появление большого ассортимента товаров и услуг, которые доступны всем слоям населения
  • Сокращение прожиточного минимума для жителей страны (н-р: Цены на продукты питания и одежду)
  • Доступность системы образования, здравоохраненния за счет предоставления возможности гражданам экономить свои средства на покупаемых товарах и услугах

Результаты исследований показывают то неочевидное благо, в котором торговая взаимозависимость между странами ведет к миру и согласию, или как написано в концепции ВТО: “продавец никогда не воюет с покупателем”

ПРОБЛЕМЫ

Роль Кыргызстанских предпринимателей в качестве ре-экспортеров импортируемых товаров в страны Центральной Азии и России, подрывается с созданием Таможенного Союза, членом которого Кыргызская Республика не является.

Кроме этого, Кыргызстан налагает барьеры в сфере торговли, которые создают проблемы в свободном передвижении товаров, которое вредит созданию богатства, повышая цены на продукты и ухудшает уровень жизни населения.

Барьеры имеют следующие черты:

  1. Импортные квоты, например: на сахар и муку
  2. Импортные тарифы, 15.5% на фрукты, овощи и растения, 9% на автомобиль и 12% на текстиль
  3. Высокие административные барьеры. Суровые процедурные требования — для подготовки документов для груза требуется 25 дней.

 

Группа товаров Среднее
Напитки & табак 23.2%
Фрукты, овощи, растения 15.5%
Одежда 11.9%
Молочные продукты 11.5%
Кожаные изделия, обувь 9.4%
Транспортные средства 9.0%

 

Длительное время простоя автомашин на пограничных пропускных пунктах увеличивают экономические потери. По результатам исследования Ассоциации Перевозчиков КР установлено, что водители тратят 49 мин. на посту пограничного контроля, таможенного контроля 73 мин., весогабаритного контроля 31 мин., транспортной инспекции 7 мин.

Немаловажные барьеры создает обилие контролирующих органов (службы, департаменты, инспекции), которые дублируют функции друг друга:

  • Пограничная
  • Таможенная
  • Ветеринарная
  • Санитарная
  • Экологическая
  • Миграционная
  • Автомобильная
  • Транспортная
  • Кыргызинтранс
  • СЭЗ.

Отсутствие координации между контролирующими органами, и их неэффективность также создает необходимость максимальной оптимизации количества контролирующих органов, необходимых документов и процедур по экспорту/импорту.

РЕШЕНИЕ:

Повторяя модели торговых центров, таких как Гонконг, Сингапур и Дубай, Кыргызстан стремится стать центром торговли в Центральной Азии. Для этого были сделаны первичные шаги, когда Кыргызстан вступил в ВТО, СНГ и ЕврАзЭС, что дало возможность открыть самый большой рынок в Центральной Азии – Дордой. Покупатели из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и даже из далекой Сибири, совершают оптовые закупы именно на территории Кыргызской Республики. В стране также есть крупные специализированные рынки (например: рынок Кара-Суу продает китайскую продукцию в Узбекистан, а рынок Мадина продает текстильную продукцию).

Несмотря на это, перед Кыргызстаном стоит острый вопрос дальнейшей либерализации торговли, с тем, чтобы выдержать новые препятствия, и наконец действительно продвинуть уровень жизни своих граждан и мирное сосуществование в регионе.

Следует посмотреть на опыт таких стран, как Сингапур, Гонконг, Эстония и Грузия (в этом же направлении движется Монголия), в которых средняя таможенная пошлина составляет 0% против Кыргызстанских 11%. В первых двух странах торговый оборот составляет 314% и 323% ВВП, соответственно. Свободная торговля является главной причиной улучшения уровня и качества жизни в этих странах. Очевидно, что отсутствие возможности выхода к морю является здесь отличительно чертой, однако неопровержим также и тот факт, что  мы значительно увеличим долю торговли в нашей экономике.

Кыргызстан должен взять курс на свободную торговлю в своей экономической политике. Один из первых шагов в этом направлении – в одностороннем порядке минимизировать все тарифы и квоты, желательно до минимума.

  1. Необходимо максимально упростить административные требования и процедуры до уровня действительно необходимых таможенных документов.
  2. Требуется сократить количество проверяющих органов (на данный момент их 10), объединив (например, ветеринарию, санитарию и экологию) и систематизировать их.
  3. Крайне важна оптимизация в вопросах сертификации. Нужно отменить необходимость в предоставлении сертификата о происхождении и качеству. Вместо этого, разрешить импорт и экспорт товаров, имеющих разрешение на импорт в страны Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

В техническом плане, необходимо также обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Радикальное обновление и принятие на службу кадров, имеющих высокую квалификацию и знание таможенного законодательства и таможенных процедур.
  2. Автоматизация и компьютеризация таможенной службы, что создаст новые возможности для пополнения доходной части бюджета, ускорения прохождения процедур таможенного оформления, улучшения достоверности таможенной статистики, повышения эффективности борьбы с контрабандой.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

После одностороннего устранения всех торговых барьеров, Кыргызстан реализует следующие задачи:

  • Удешевление, например автомобилей, машинного оборудования, текстильной продукции на 15% и улучшение жизненного уровня населения
  • Уменьшение издержек производства для бизнесов, зависимых от импорта, в особенности, в швейной, строительной и медицинской индустриях.
  • Сокращение времени при заполнении документов и форм на таможне, также искоренение элементов коррупции на таможне.
  • Снижение затрат за счет административной эффективности, упрощения, стандартизации и гармонизации торговых процедур.

Профессор экономики Колумбийского Университета Жагдыш Бхагвати отмечает, что экономический бум Гонконга и Сингапура произошел именно за счет полного освобождения торговли от всяких ограничений. Кыргызстан имеет все шансы оказаться в числе этих стран, поскольку страна приобретет больше, чем теряет в случае искоренения всех барьеров в торговле. Кыргызстан  сможет укрепить свои позиции в Центральной Азии в качестве центра торговли, что будет способствовать благосостоянию его граждан и процветанию страны.

CAFMI, 24 ноября 2010 г.

Бишкек, Кыргызская Республика

NO COMMENTS

Leave a Reply