Право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства определено не только в естественных правах человека, но и в Конституции Кыргызской Республики. Беспрепятственное перемещение по всей стране позволяет гражданам получать частные и государственные услуги своевременно и без лишних потерь, а также уравнивает возможности каждого перед законом.

ПРОБЛЕМЫ

Режим прописки подвергает особенно бедный слой населения Кыргызстана к различным сложностям. «Учет населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры пролетариата» — эта цель прописки была обозначена еще в 1932 году в СССР, а в последующем была использована для тотального контроля за внутренней миграцией. Сегодня актуальность этой темы не только потеряла смысл, но также должна быть тотально пересмотрена.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего жилое помещение или иной документ) или его копия, заверенная надлежащим образом;
  • справки от председателя местного самоуправления жилмассива, подтверждающей место проживания с указанием улицы и номера дома;
  • адресный листок выбытия по установленной форме в случае предварительного снятия с регистрационного учета;
  • справка об освобождении из мест лишения свободы — для граждан, освободившихся из мест лишения свободы;
  • для военнообязанных (призывников) — военный билет (удостоверение о приписке к призывному участку) с отметкой о снятии с воинского учета по месту прежнего места жительства и постановкой на воинский учет по новому месту жительства.

Потери от использования системы прописки просчитать в денежном выражении довольно трудно, однако они явно высоки. Их можно обозначить следующими категориями:

1. Видимые издержки гражданина

1.1. Бюджетная нагрузка. Затраты из государственного бюжета на администрирование системы и исполнение этих норм. Сюда же входит обеспечение работы милиции, проводящие рейды «Нелегал», и производящие задержания лиц, не имеющих местную прописку.

1.2. Индивидуальные официальные потери. Реальные издержки имеет также и тот, кому пришлось официально поменять адрес в своей прописке – расходы на поездку в свое село/город и обратно и время и стоимость оформления выписки и прописки. Для этого, ему также приходится собирать ряд требуемых документов, в то время как, например, арендодатели не заинтересованы прописывать всех своих квартирантов.

2.     Невидимые издержки гражданина

2.1. Потери принимают форму упущенных возможностей для граждан, на лучшую жизнь за счет исключения доступа к услугам правовой системы, образования, здравоохранения[1], возможности открывать компании и приобретать и распоряжаться недвижимостью 

2.2. Некоторое представление о величине скрытых потерь показывает количество задержаний по причине отсутствия штампа о местной прописке[2]. Каждый из этих лиц лишился определенных ценностей, которые можно выразить в денежном измерении – потеря времени во время задержания, сумма штрафа или взятки и иные риски, связанные с этим вопросом.

2.3. Система прописки стала очагом коррупции, в которой вовлекаются от безысходности самые бедные слои населения. 56% задержанных милицией мигрантов давали взятку. В то же время, по отношению к 26% мигрантов когда-либо применялась физическая сила[3]. У мигрантов с более низким доходом также чаще проверяют документы (52% против 32%)

2.4. Поскольку не все готовы оплачивать дополнительные расходы, сложившийся институт прописки искусственно снижает качество жизни и социальную стабильность, увеличивает неграмотность, соответственно и криминализацию населения.

РЕШЕНИЕ

Система прописки не только устарела, но ею не пользуются нигде, кроме ряда посткоммунистических и коммунистических государств. В таких странах, как Англия, Франция, Германия, Италия, США и Бразилия не существует института прописки. В России и Китае также заговорили о полной отмене системы регистрации. Грузия, Латвия, Эстония давно поняли экономические и моральные преимущества свободы передвижения граждан и отменили пропуску.

В ряде стран используются квитанции об оплате коммунальных платежей для подтверждения имения места жительства во время получения услуг государственных или частных предприятий. В Греции это определяют по месту работу, в Италии по сообщению самого заявителя. В Бразилии государство интересуется местом пребывания только в момент сбора налогов или при открытии им собственного дела. В Соединенных Штатах Америки работает система электронного учета граждан и иностранцев, при этом каждый гражданин имеет полное право получить хранящуюся о нем информацию и имеет право указать на неверность учета.

Кыргызстану не следует повторять ошибки России и Беларуси, в которых систему прописки заменили на систему регистрации по месту жительства, которая не решала все проблемы, проистекающие из первопричины. Необходимо пойти по стопам развитых стран, в которых нет регистрации ради регистрации, а есть свободное передвижение и перемещение граждан.

РЕЗУЛЬТАТ

Отменив институт прописки, власти Кыргызстана обеспечили бы:

  • Мобильность рабочей силы, которая является важнейшим инструментом современной экономики. Это есть процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места, который может сопровождаться изменением вида занятости, территории и работодателей;
  • Искоренение дискриминации в обеспечении частными и государственными услугами приезжих, а также максимальную интеграцию граждан Кыргызстана друг с другом;
  • Экономию гражданами своих средств и времени, которые могут быть направлены на другие виды деятельности, приносящие конкретные ценности для самих граждан;
  • Исполнение всех международных и конституционных норм, призывающих к соблюдению прав граждан на свободное передвижение и перемещение внутри страны.

CAFMI, 20 октября 2010 г.

Бишкек, Кыргызская Республика

 


[1] По правилам городской Мэрии от (дата), участковые врачи, в случае обращения к ним граждан за медицинской помощью, не прописанных соответствующим образом в городе Бишкеке, по правилам должны сообщить органам внутренних дел.

[2] Независимое Социологическое исследование Центра Социальных Исследований АУЦА, сфокусированное на категории трудовых мигрантов в г. Бишкек показал, что органы милиции не проверяли документы лишь у 22% внутренних мигрантов, у 38% документы проверяли часто и у 40% время от времени. Только у 33% против 67% мигрантов была прописка или регистрация.

[3] Цифры позволяют проследить определённую взаимосвязь с финансовым положением: физическая сила применялась по отношению к 35% мигрантов с низким доходом и только к 15% мигрантов с более высоким доходом.

NO COMMENTS

Leave a Reply