ПРОБКИ ЕСТЬ, ПАРКОВОК НЕТ

Увеличение количества автомобилей в стране обострило проблему организации транспортной логистики, мест их постоянного и временного размещения, прежде всего в центре и микрорайонах города.

Бишкек урбанизируется. В городе миллионное население и полумиллионный транспорт. В связи с тем, что городская инфраструктура не приспособлена к этому, становится все больше автомобильных пробок и дорожно-транспортных происшествий.

Автомобильные пробки – это уже не феномен мегаполисов, которые так далеко находились от нас. Теперь они в нашем городе. Ежедневно, и еженедельно по понедельникам.

Автомобильные дороги в Бишкеке – узкие. Тем не менее, они не используются в полную мощность. Обочины отданы на откуп неформальным стоянкам и парковкам. Бывает и так, что не один ряд, а два.

Жить в многоэтажном доме и иметь автомашину – другая головная боль горожанина. Вечная борьба за стоянку и парковку внутри двора, вечная нехватка мест. А это место, в то же самое время, могло бы поместить детскую площадку или хороший газон.

Это сегодняшняя ситуация. Такого не было пять лет назад. Что будет завтра?

Имеет ли свое решение проблема парковок и стоянок в городе Бишкек? Есть ли опыт других городов, использование которого может нам помочь? Как использовать городское пространство рационально и уменьшить пробки?

ПРАВИЛА ЕСТЬ, ИСПОЛНЕНИЯ НЕТ

Правила парковки автомобилей устанавливают «Правила дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»[1].

Непосредственное управление муниципальными парковками ведется Дирекцией муниципальных рынков, парковок и автостоянок при мэрии города Бишкек[2].

Все муниципальные парковки должны быть отмечены елочной разметкой и знаком «Муниципальная парковка»[3].

Предусматривается обязательная единовременная плата за пользование муниципальными парковками в размере 10 сом[4].

Каждый водитель, паркующий свой автомобиль, обязан платить 10 сом, независимо от времени, на которое он занимает парковочное пространство.

При взимании платы, выдача квитанции с печатью налоговой службы обязательна[5].

Ответственность государственных и муниципальных органов за сохранность автомобилей на муниципальных парковках в положениях не предусмотрена[6].

За соблюдением правил парковки в городе уполномочена следить Дорожно-патрульная служба при Министерстве внутренних дел Кыргызской Республики.

За нарушение правил парковки предусмотрена административная ответственность, в виде штрафа в размере трех расчетных показателей, то есть 300 сомов[7].

Парковка автомобилей внутри дворов в жилых районах нормативно-правовыми актами не регулируется.

ЦИФРЫ НА СТОЛ

В городе Бишкек работают 48 муниципальных парковок, рассчитанные на 2404 машино-мест[8]. 31 из них находятся в непосредственной близости от торговых центров, частных и государственных учреждений, где есть частая сменяемость автомашин.

За последние 3 года на модернизацию, ремонт и строительство новых парковок город Бишкек выделил 968 тысячи сомов[9], из них на 2011 год – 451,500 сомов, 2012 год – 271,000 сомов и на 2013 – 245,500 сомов.

Указанная сумма расходов не пошла на строительство новых или модернизацию старых парковок. 72% средств покрыло расходы на разметку парковок, около 13% – на получение архитектурно-технического заключения, 6,9% – на униформу, 7,5% – на дорожные знаки.

Всего в штате Дирекции состоят 105 парковщиков, их заработная плата в месяц составляет 2000 тыс. сомов[10].

Несмотря на очевидные проблемы муниципалитета в организации эффективной системы парковок, в столице нет и частных парковок[11]. Хотя, каких-либо законодательных ограничений на частные парковки не существует.

Под понятием частной парковки стоит понимать частное предприятие, предоставляющее на коммерческой основе услуги паркинга. Торговые центры и офисы крупных компаний строят парковки, но не осуществляют отдельную экономическую деятельность на их базе[12].

Является ли причиной тот факт, что дороговизна участков и покупательская способность в городе определяют негативную рентабельность для частных парковок, либо безнаказанность стихийных парковок и суть проблемы[13], следует выяснить в ходе более детального исследования рынка.

ФАКТОРЫ СТИХИЙНОЙ ПАРКОВКИ

Стихийная парковка – это ахиллесова пята всей транспортной политики страны. В городе Бишкек на каждый 1 автомобиль, припаркованный на разрешенной территории, приходится 4,4 автомобиля, припаркованных в неположенном месте[14].

ФАКТОР НОМЕР ОДИН  – ПАРКОВОК НЕДОСТАТОЧНО

Город должен быть обеспечен таким количеством парковок, которое позволяло бы автомобилисту в любой точке города добраться от места парковки до места назначения максимум за 10 минут.

В городе работают всего 48 муниципальных парковок. Частных парковок, осуществляющих экономическую деятельность нет. Лишь большие торговые и бизнес центры имеют многоуровневые парковки.

Средств, выделяемых из городского бюджета, хватает лишь на обновление разметки на парковках, проведение экспертизы, установку дорожных знаков и униформу сотрудникам. Так говорят муниципальные власти.

ФАКТОР НОМЕР ДВА – ВЫСОКАЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ

Количество зарегистрированных автомашин в Бишкеке за последние 5 лет увеличилось в 4 раза[15].  На данный момент в городе зарегистрировано 300 тыс., в стране 900 тыс. автомобилей.

За сутки по бульвару Молодой Гвардии проезжает более 57 тысяч машин, по проспекту Мира более 56 тысяч машин, по Советской улице более 45 тысяч[16].

Тем временем, муниципальные парковки предлагают всего 2404 машино-мест. Очевидно то, что правила о запрете парковок на улицах города не будут работать, когда всего 0.8% автомашин в городе могут быть припаркованы в парковках.

ФАКТОР НОМЕР ТРИ – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Уровень автомобилепользования – это количество горожан, использующих личный транспорт в ежедневных поездках.

Высокий уровень автомобилизации – это следствие роста экономического благосостояния граждан и снижения цен на автомобильный транспорт. Высокий уровень автомобилепользования – это следствие созданных условий, при которых использовать личный автомобиль в ежедневных поездках удобнее любого другого вида транспорта.

Мы не можем утверждать, что уровень экономического благосостояния бишкечан, выше, например, жителей Парижа. Во Франции самый высокий уровень автомобилезации в Европе – 582 машин на 1000 жителей. Но в то же время, жители Парижа чаще всех остальных европейцев используют общественный транспорт[17], а личным транспортом пользуются лишь для длительных поездок за город, что решает проблему загруженности автодорог и нехватки парковок.

Неразвитость общественного транспорта и отсутствие вело-инфраструктуры в Бишкеке и есть основные факторы высокого уровня автомобилепользования.

ФАКТОР НОМЕР ЧЕТЫРЕ  НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПАРКОВКАМИ

Сборы денежных средств в виде платы за парковку в городе Бишкек выглядят, по меньшей мере, смешными.

Даже если для расчетов брать год, лидирующий по сбору за парковку, 2013, в день в среднем с одного парковочного места Дирекция собирала 15,98 сомов. Получается, что одно парковочное место в день занимало 1,5 машин.

Год Собрано средств в виде

платы за парковку

Количество

машино-мест

Количество дней в году С одного машина-места в день, в сомах
2010 11,207,645 2404 365 12,77
2011 12,439,500 2404 365 14,18
2012 9,450,770 2404 366 10,7
2013 14,021,215 2404 365 15,98

Насколько это правоподобно, что возле рынков и коммерческих центров 1,5 машины стоят весь день?

На самом деле, сменяемость на таких парковках в среднем 0.64 автомашин в час на одно парковочное место в будничный день. Это данные эмпирических исследований[18].

Если брать в расчет только рабочие часы с 09:00 по 17:00 часов получается в среднем одно парковочное место в день должно обслуживать 5.12 автомашин.

Данные расчеты показывают, что около 69% процентов средств, собранных в виде сбора за парковку в 2013 году, а это еще 45,229,725 сомов, не поступило в городской бюджет.

Надо ли говорить о том, что обязательство парковщиков выдавать квитанции с печатью ГНС КР исполнялось (пока парковщики еще собирали по 10 сом до начала 2014 года) только при требовании со стороны водителя?

Кроме того, некомпетентная работа Дорожно-патрульной службы также является фактором стихийной парковки.

На данный момент ситуация такова, что нарушителям удобнее на месте заплатить неофициально в карман сотрудника ДПС, чем проходить все, требующие затраты дополнительного времени, процедуры, чтобы выплатить официальный штраф. А механизмы контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей сотрудников ДПС отсутствуют[19].

Это порождает у водителей чувство безнаказанности.

Это порождает коррупцию в органах власти.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: НЕПОПУЛЯРНЫЕ РЕФОРМЫ

Сложившаяся в Бишкеке ситуация с парковками требует немедленных реформ. Даже если они болезненные и непопулярные. Это лучше, чем транспортный коллапс.

ШАГ НОМЕР ОДИН  ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ

Несомненно, с увеличением уровня благосостояния граждан, при оновременном уменьшении цен на личный транспорт и создании для автомобилей всех условий в городах, все больше горожан будут предпочитать в качестве ежедневного транспорта личные автомобили. Бесплатные или дешевые парковки – отличные условия для роста автомобилезации и автомобилепользования. Следуя сегодняшней политике, необходимо будет снова и снова строить новые дороги и парковки для новых машин в городе.

Дальше – больше. Город теряет свою мобильность, расширяется, фрагментируется, превращается в пространство для машин, а не для людей и в нем уже невозможно будет обходиться без личного транспорта.

Настоящую мобильность городу может обеспечить только общественный транспорт, занимающий малую территорию, но перевозящий большее число пассажиров. А проблему загруженности дорог возможно решить лишь ограничением количества автомобилей, ежедневно ездящих по ним.

Муниципальными властями должна быть выработана жесткая политика, направленная на дестимулирование использования личного транспорта в ежедневных поездках.

Плата за парковку увеличивает цену использования личного транспорта в каждодневных поездках, и соответственно может служить эффективным инструментом данной политики.

Плата за парковку должна быть внедрена повсеместно, даже во внутренних дворах жилых кварталов, иначе инструмент окажется неэффективным. Стоимость парковки должна разниться, в зависимости от локации и плотности населения района.

Естественно, что горожане будут недовольны внедрением платной системы парковок повсеместно.

Муниципальным властям некоторых американских городов удалось смягчить резкий протест их жителей, разрешив направлять денежные средства, поступающие от платных парковок квартала, не в общий городской бюджет, а на благоустройство данного района[20].

Горожанам, лишившимся возможности использовать личный транспорт, должна быть предоставлена достойная альтернатива. Введение системы платных парковок по всему городу требует адекватного спросу количества парковок, модернизации системы общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры, ужесточения контроля за парковкой на разрешенных территориях.

ШАГ НОМЕР ДВА  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТАТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ПАРКОВОК

Обеспечение адекватным спросу количеством парковочного пространства может дать городу экономическую выгоду, в то время как недостаточное их количество, как уже показала практика, приводит к хаосу и повсеместному нарушению правил.

Краткосрочные парковки

Экономическая активность таких заведений как кафе, рестораны, магазины, банки, торговые центры и любые другие предприятия, предоставляющие населению различного рода услуги, может подвергнуться риску падения, если их клиенты не будут иметь возможность припарковать свои автомобили.

В районах повышенной активности экономической деятельности необходимо выделить участки для парковки автомашин на короткий период времени.

Данные участки должны быть разбросаны по городу так, чтобы расстояние между ближайшими двумя парковками не превышало 10 – 15 минут пешей ходьбы. Каждая отдельная парковка данного типа должна быть ограничена рамками максимально возможных машино-мест.

Так как спрос на парковочные пространства в данных районах останется высоким даже при введении платы, парковки в таких районах должны быть переданы в руки частных предпринимателей.

Предпринимателям должна быть предоставлена абсолютная свобода в определении цены парковки, а также технического оснащения. Уровень спроса в каждом отдельном районе и конкуренция определят оптимальный размер платы и способствуют повышению качества предоставляемых услуг.

Часть владельцев автомашин, которые не готовы платить за парковку постепенно перейдут на использование общественного транспорта, остальная часть будет использовать пространство только по необходимости.

Долгосрочные парковки

Для жизнеспособности городу также необходимы пространства, рассчитанные на парковку автомобиля на долгий период времени. К парковкам такого типа можно отнести те, что находятся в жилых кварталах и спальных районах.

Необходимо четко определить участки дворов жилых домов, где можно парковать автомобили и где нельзя. Для того, чтобы инструмент был дееспособным, необходимо домовым комитетам или любым другим объединениям жильцов дать полномочия за контролем использования парковочного пространства.

Долгосрочные парковки также должны быть платными. Форма платы в данном случае может быть помесячной, поквартальной или погодовой. Тарифы должны определяться в каждом районе отдельно, в зависимости от плотности населения и локации данного района.

Средства, поступающие от платы жителей за парковку, должны быть направлены на развитие данного района.

ШАГ НОМЕР ТРИ – ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Для того, чтобы свести к возможному минимуму парковку в неположенных местах, необходимо:

  1. Сделать так, чтобы парковать автомобиль на платном участке было выгоднее, чем нарушать правила. Для этого нужно повысить штрафы так, чтобы они превосходили плату за парковку в несколько десятков раз.
  2. Ликвидировать коррупцию в органах надзора. Самым эффективным инструментом для этого на сегодняшний день в мире признаны камеры уличного видео-наблюдения.

Вложение средств в оборудования внешнего наблюдения, нежели в личный состав правоохранительных органов и ДПС, решит целый ряд проблем обеспечения общей безопасности в городе, включая проблему стихийной парковки.

Только ликвидировав человеческий фактор, можно будет добиться того, чтобы правонарушители платили высокие штрафы, а не имели возможность избежать их взятками в карман уполномоченных лиц.

Только внедрив инструмент, который гарантирует невозможность нарушителями правил парковки избежать ответственности, можно будет добиться того, чтобы внедрение обязательной платы за парковку дало ожидаемые результаты.

  1. Сделать более удобным выплачивать официальные штрафы, нежели выплачивать неофициальные платежи уполномоченным лицам.

На данный момент, чтобы выплатить официально выписанный штраф, водителям приходится ездить в само управление органов надзора, где еще, чаще всего, им нужно отстоять в очередях.

Необходимо внедрять инновации в работу государственных и муниципальных органов.

Это дорого стоит. Но без этого эффективность работы органов та, что мы видим на сегодняшний день.

ШАГ НОМЕР ЧЕТЫРЕ  – ОГРАНИЧЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНОГО РОСТА ПАРКОВОК

Когда в городе Бишкек будет ликвидирована незаконная парковка и частные парковки станут рентабельными и прибыльными, естественно, что количество парковок в городе, за счет предпринимателей или же политиков, желающих поднять свои рейтинги, начнет расти.

Пока земля в центре Бишкека не станет настолько дорогой, что выгоднее будет строить многоуровневые парковки, строиться будут только наземные. Учитывая даже нынешнее количество автомобилей в городе, это потребует  широких пустых пространств в центре города.

С увеличением парковок их цена будет дешеветь. А это значит, что в Бишкеке самым удобным средством передвижение будет личный транспорт, и все, у кого есть автомобиль, предпочтут использовать его в каждодневных поездках.

Дальше – либо муниципалитет строит с каждым годом все большее количество дорог и парковок, либо – транспортный коллапс.

Результаты политики удовлетворения непрерывного роста спроса на автомобильные дороги и парковки, принятая во многих средних по уровню населения городах США, являются наглядным примером тому. На данный момент в этих городах отсутствует общественный транспорт, а каждая семья вынуждена иметь по несколько автомобилей, поскольку размеры города, сильно увеличенные из-за строительства обширных парковок и магистралей, не позволяют ходить пешком или использовать велосипедный транспорт.

Одним из эффективных инструментов предупреждения развития такого сценария в Бишкеке может стать ограничение чрезмерного роста парковочного пространства.

Для сдерживания роста парковок в городе необходимо определить и узаконить в центральных районах максимально возможные количества парковочных мест, в зависимости от концентрации на данной территории экономической активности и плотности населения.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

  1. С дальнейшим увеличением городского населения, повышением уровня доходов граждан и снижением цен на автотранспортные средства спрос на автомобили будет неуклонно расти.
  2. Транспортная инфраструктура г. Бишкек не готова к дальнейшему росту количества автомобилей в городе. Ввиду неэффективного управления инфраструктура не обновляется и не модернизируется.
  3. Стихийной парковке в городе Бишкек способствуют несколько факторов:
    • высокий уровень автомобилепользования;
    • нехватка парковочного пространства;
  4. Регулирующие в данной сфере муниципальные органы не эффективны в разрешении проблемы стихийной парковки, ввиду своей коррумпированности.
  5. Дорожно-патрульная служба, уполномоченная следить за нарушением правил парковки, не справляется со своей задачей.
  6. Политика удовлетворения неуклонно растущего спроса на строительство новых автомобильных дорог и парковок ведет к фрагментации и потере мобильности городом.
  7. Наиболее эффективной политикой в транспортной сфере в городах является дестимулирование использования личного транспорта гражданами в ежедневных поездках.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. В городе Бишкек внедрить повсеместную обязательную плату за парковку личного автомобиля, за исключением частных территорий.
  2. Внедрить рыночные механизмы в управление парковками:
    • Все ныне функционирующие муниципальные парковки передать частным предпринимателям под концессию.
    • Соответствующим органом местного самоуправление открытым документом определить участки, которые могут быть застроены только парковками.
    • Через тендер передать право на строительство и управление парковками на данных участках частным предпринимателям.
    • Плата за парковку автомобиля на таких парковках должна определяться независимо предпринимателем.
  3. В спальных районах города соответствующим органом местного самоуправления определить участки под парковки. Передать право оперативного управления данными парковками объединениям местных жителей.
  4. Увеличить штрафы за парковку автомобиля в неположенном месте до размера, в несколько десятков раз превышающего среднюю почасовую плату за парковку.
  5. Установить оборудования видеомониторинга в центральных районах города. Доступ к записям данной системы должен быть открытым для любого желающего горожанина.
  6. Интегрировать систему надзора за выполнением правил парковки в городе Бишкек в систему общего видеомониторинга.
  7. Законодательно утвердить максимально возможные границы парковочного пространства в центральных районах города.
  8. Увеличить сеть велодорожек в городе Бишкек.
  9. Соответствующим органом муниципального управления выработать стратегию и план работ по модернизации системы общественного транспорта города Бишкек.
CAFMI, Бишкек, 2014

[1] Утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 1999 года №421

[2] Cогласно постановлению Мэрии города Бишкек №777 от 12 января 2010 года

[3] Разметка в виде параллельных кривых линий, разделяющих парковочные места,  наносится непосредственно на асфальт. «Муниципальная парковка» – дорожный знак белого цвета, обрамленный рамкой синего цвета, с черной надписью «Мэрия г. Бишкек. Муниципальная платная  парковка»

[4] Положение «О порядке исчисления и уплаты сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкек»

[5] Плата взимается работником Дирекции муниципальных рынков, парковок и автостоянок – парковщиком, в момент непосредственной парковки автотранспорта, с обязательной выдачей водителю квитанции, с проставленной печатью Государственной налоговой службы.

[6] Положение «О порядке исчисления и уплаты сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкек»

[7] Кодекс об Административной ответственности Кыргызской Республики

[8] По данным Дирекции муниципальных рынков, парковок и автостоянок города Бишкек от 06.03.2014 – ответ на официальный запрос информации

[9] По данным Дирекции муниципальных рынков, парковок и автостоянок

[10] Данные Дирекции муниципальных рынков, парковок и автостоянок.

[11] По данным Управления государственной налоговой службы города Бишкек – ответ на запрос

[12] Они предоставляют бесплатные парковки, используя их как дополнительный бонус для работников и инструмент для привлечения клиентов, но не как в качестве частной парковки, где за оплату можно оставить машину временно

[13] Автомобилисты просто не будут парковать свои автомобили платно, когда можно без больших рисков сделать это на другом участке, но бесплатно.

[14] Исследование по совершенствованию системы городского транспорта в Бишкеке», Агентство развития города при мэрии города Бишкек, JICA 2013: длина обочины, занимаемой автомобилями вдоль дороги в центре города, на разрешенной территории (муниципальные парковки, парковки отдельных предприятий) составляет 33 213 м, в то время как на запрещенной территории она составляет 146 908 м.

[15] В Бишкеке количество автотранспорта превышает возможности города в 6 раз, http://www.news-asia.ru/view/5643

[16] 9 фактов о транспорте в Бишкеке, enot.kg/mag/city/277-9-faktov-o-transporte-v-bishkeke

[17] По данным исследования качества жизни горожан 75 европейских городов 59% парижан использует общественный транспорт каждый день, а 27% – хотя бы раз в неделю.

[18] Исследования были проведены командой CAFMI методом подсчета приезжающих и отъезжающих автомобилей за период времени на муниципальной парковке у торгового центра.

[19] Несмотря на то, что согласно Положению о порядке работы с документами, содержащими информацию для служебного пользования, утвержденного Постановлением Правительства КР от 7 мая 2013 года, к информации для служебного пользования не могут быть отнесены сведения, касающиеся обеспечения правопорядка, ссылаясь именно на этот гриф, в ДПС при МВД КР было отказано в предоставлении нам информации о количестве оштрафованных лиц за нарушение правил парковки.

[20] «Бесплатная парковка или свободный рынок?» Д.Шоуп

NO COMMENTS

Leave a Reply