Данное исследование является результатом прохождения стажировки в CAFMI и проведения анализа перевода стоматологов, парикмахеров и услуг салонов красоты на режим налогообложения на основе обязательного патента, его экономических и юридических последствий. В исследовании рассматривается отношение указанных предпринимателей к переводу их деятельности на обязательный патент, отражаются вопросы предполагаемого упрощения системы налогового администрирования, и то, каким образом перевод к системе фиксированной ставки повлияет на собираемость налогов в бюджет государства.

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ (PDF)

ВЫВОДЫ АНАЛИЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВА:

  • Перевод на обязательный патент был проведен с нарушением требований законодательства и без надлежащего Анализа регулятивного воздействия на субъекты предпринимательства. Следовательно, не был проведен тщательный прогноз того, каким образом перевод предпринимателей этой сферы на обязательный патент, скажется на состоянии указанного сектора малого бизнеса, и насколько оправдано достичь увеличения бюджета за счет дополнительного обременения предпринимателей налогами, не допуская их перенагрузки и ухода бизнес сектора «в тень».
  • Требования Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» о проведении общественных слушаний не приводит к достаточной информированности субъектов предпринимательства, и, как следствие, они не имеют возможности отправлять замечания и предложения к законопроектам, которые могут отрицательно сказаться на предпринимателях.
  • Отсутствует специальное постановление, которое детально регулирует налоговое администрирование предпринимателей по обязательному патенту, в частности, нет в законодательстве четкого определения понятию «посадочное кресло». Налоговые служащие в силу пробела в законе толкуют это понятие «по собственным понятиям», что открывает простор к злоупотреблениям и росту коррупции.
  • Имеются два нормативного акта, Налоговый кодекс КР и Постановление Правительства от 11 ноября 2013, которые устанавливают различные друг от друга налоговые ставки и географические коэффициенты по обязательному патенту. Если постановление предусматривает налоговую ставку для парикмахеров за одно посадочное кресло равную 2000 сомов, то постановление – 1500 сомов. Встает вопрос, каким же нормативным актом предпочтут руководствоваться служащие налоговой службы: тем, что предусматривает высокую ставку, или более низкую?

ВЫВОДЫ АНАЛИЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ:

  • Поступления в государственный бюджет увеличатся за счет уменьшения дохода и повышения издержек предпринимателей. Но именно такое увеличение бюджета (за счет роста издержек предпринимателей) не рассчитано на далекую перспективу, ибо жесткая налоговая политика всегда сама собственными руками вынуждает рынок переходить «в тень». Такой взгляд был проанализирован на основании экспертного опроса и опроса предпринимателей, из которых 96,2 % (парикмахеров и салоны красоты) и 85% (стоматологов) ответили, что отрицательно относятся к новому режиму, поскольку увеличились издержки бизнеса.
  • Для парикмахеров система не нова, поскольку раньше они работали по добровольному патенту, но их волнует высокая налоговая ставка. В связи с чем, они бы предпочли бы вернуться к прежней системе (84% парикмахерских). Стоматологи (60 % опрошенных предпринимателей) предпочли бы оставаться при нынешней системе, но с условием заниженной налоговой ставки. Это объясняется тем, что ранее стоматологи уплачивали налоги на основании общего режима, либо единого налога, которые сопряжены с бюрократической нагрузкой.
  • Высокая налоговая ставка, по сравнению с предыдущими системами, привела предпринимателей к повышению цен на предоставляемые услуги. Всего 53 % респондентов-предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги и услуги салонов красоты, ответили, что им пришлось увеличить цены на услуги в целях оправдания своих издержек на уплату налога по обязательному патенту. Остальные 47% ответили, что пока не повысили, но в перспективе планируют. Около 66, 7% стоматологов ответили, что повысили цены на услуги, а 33, 3% ответили, что не повысили цены на услуги, так как боятся потерять клиентскую базу, но ощущают в этом необходимость для того, чтобы в полной мере поддерживать доходность. Следовательно, цель правительства увеличить бюджет обременением бизнеса высоким налогом бьет по карманам простых потребителей.

ВЫВОДЫ АНАЛИЗА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА:

  • Из анализа международного опыта можно сделать вывод: малый и средний бизнес развивается, и тем самым развивает государство, там, где созданы благоприятные условия для его развития. Собираемость налогов достигает максимума в тех странах, где процессы по заполнению всех требуемых документов и уплате налогов максимально упрощены, а налоговые ставки понижены до минимально позволительного уровня. Для повышения собираемости налогов государству вовсе не нужно повышать его ставку, а наоборот, создавать условия, основанные на минимальном вмешательстве правительства, ибо высок риск нерентабельности предпринимателей, которые, потом впоследствии будут искать дохода «в тени».

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Необходимо проводить Анализ регулятивного воздействия согласно требованиям закона – с учетом мнений бизнес-ассоциаций и гражданского сообщества, для того, чтобы в полной мере определить влияние принимаемого законопроекта на предпринимательский климат, на рост потребительских цен, и состояние предпринимателей, удерживая их от перехода «в тень».
  2. Необходимо устранить пробелы в налоговом администрировании, в частности, вынести постановление, которое в полной мере регулирует порядок администрирования, подсчета посадочных кресел и относимость их к налоговой базе, чтобы устранить почву для коррупции и двойного налогообложения.
  3. Общественные обсуждения законопроектов, касающихся деятельности предпринимателей, в особенности, если они предусматривают новые налоги или увеличение ставок существующих, должны проводиться без непосредственного уведомления ассоциации предпринимателей и бизнес структур, чтобы предприниматели имели полную возможность для реагирования и внесения предложений в ходе их общественных обсуждений.
  4. Для того, чтобы увеличение налоговых поступлений были высокими на «долгосрочную перспективу» необходимо снизить сумму налоговой ставки, ибо предприниматели из-за высоких налогов, как показывает практика, имеют тенденцию к переходу «в тень». Чем меньше бюрократических механизмов и ниже ставка, тем выше уровень собираемости налогов. В вопросе налоговой политики государство должно работать над тем, чтобы низкими налогами охватить больше предпринимателей, чем высокими – ограниченный круг.

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ (PDF)

CAFMI 2014, БИШКЕК

1

NO COMMENTS

Leave a Reply