Две революции не достигли своей цели. Что сегодня изменилось? Ничего. Народ не доверяет правительству, а правительство не доверяет народу.

В Кыргызстане правительство и народ живут отдельно на двух разных планетах. К такому строению народ не против, наоборот, хочет быть подальше от правительства. Потому что каждый раз при встрече с правительственными организациями появляется куча разных проблем.

Такую острую ситуацию подтверждают следующие показатели:

  • Даже если Министерство Внутренних Дел отвечает за нашу безопасность, доверие народа к министерству находится на одном уровне доверия к преступникам.
  • Если только не выданные некоторым людям «Беларусь» или китайские трактора, фермеры не получают никакой пользы от Министерства Сельского Хозяйства.
  • Несмотря на то, что работает Министерство Образования, народ получает некачественное образование. Например, по проведенному тесту PISA среди наших школьников в 2010 году, из 65 государств наши школьники заняли 65 место.
  • Несмотря на деятельность Антикоррупционного Комитета, по уровню коррупции мы занимаем 166 место.

Эти проблемы показывают то, что правительство не выполняет свою работу в соответствии с требованиями. Несмотря на то что, правительство не может выполнить свои текущие обязанности, с каждым годом оно берет на себя новые ответственности. Возьмем  к примеру, с образованием Министерства Государственного Имущества в 2009 году, разве государственное имущество используется более эффективно по сравнению с прошлыми годами до образования этого министерства и уменьшилась коррупция? Нет. С образованием Министерства Молодежи в 2010 году, положение молодежи улучшилось? Нет. С  увеличением количества министерств и агенств, не решаются основные проблемы людей: безработица, безопасность, образование, законодательство, здравоохранение и т.д.

Несмотря на то, что сотни программ были написаны, тысячи законов были приняты, многие из них остаются на листе бумаги. Почему? Написание законов или создание комиссии это отвлечение внимания людей к совсем другому, основная цель это обмануть людей. Политики говорят одно, делают другое в деле — это лицо власти.

Правительство в течении 20 лет не решило основные проблемы людей. Если правительство не решает основные и важные проблемы, то какая польза от 20 министерств и около 30 агенств, комиссий? В 2010 году правительство потратило 1.2 миллиард долларов (государственный бюджет), получается, мы зря платим налоги? Да. Если средства используются неэффективно, почему правительство с каждым годом увеличивает государственный бюджет? Пока не будет ответственного правительства, даже 10-миллиардный бюджет не решит наши важные проблемы. Если министры не призываются к ответственности, то зачем работать эффективно?

В течении 20 лет мы видим как в Кыргызстане работает правительство, как министры работают и в каких домах живут. В то же время, общий уровень жизни на фоне уровня других стран находится на низком уровне; учителя до сих пор получают 2000 сомов; молодые ходят без работы. Если мы не можем правительство и министров призвать к ответственности, то и через 20 лет ничего не выполняя, они будут сидеть у нас на шее.

Как надо построить ответственное правительство?

Ответственное правительство — это маленькое правительство. Ее деятельность должна быть упрощенной, понятной и тогда будет прозрачной. Основная проблема — правительство слишком много взяло на себя обязательств. В результате, работа получается сырой или остается невыполнимой.

Чтобы быть подальше от этого, правительство должно разделить свою ответственность в пяти направлениях, и ее выполнимость должна быть возможной для оценки на мировом уровне. Тогда останутся только пять министерств:

  1. Безопасность — ответственное за безопасность
  2. Законность — ответственное за ясное выполнение законов
  3. Экономическое развитие — ответственное за развитие частного предпринимательства
  4. Социальное развитие — ответственное за образование, здравоохранение и реформирование пенсионной системы
  5. Финансы — ответственное за налоги, таможенные сборы и создание прозрачного бюджета

Пять министерств — пять ответственностей. Выполнение каждой ответственности оценивается на мировом уровне. В настоящее время, министерства оценивают сами себя, потом говорят, что сделали хорошую работу и поздравляют друг друга, радуются.

Чтобы быть подальше от этого, деятельность министерства должна оцениваться по следующим критериям:

Министерство безопасности

Внутренняя безопасность — выявление мнения народа посредством опроса, потом этот показатель сравнить с показателями других стран. Например, в Грузии 82% населения доверяет министерству внутренних дел.

Пограничные войска защищают от внешних врагов и способствуют к безопасности.

Министерство Законности

В Кыргызстане будет работать с целью сохранения законности и предотвращения коррупции.

Законность будем измерять Всемирным Индексом Законности — в настоящее время Кыргызстан не участвует.

Уровень коррупции надо измерять на основе Transparency International- сейчас находимся на 166-м месте

Министерство экономического развития

Ответственно за создание самых лучших экономических условий мира в Кыргызстане.

Это можно измерить следующими всемирными показателями: отчет Всемирного Банка по Введению Бизнеса — сейчас находимся на 44-м месте; Индекс Экономической Свободы Института Фрейзера – сейчас на 62-м месте; Индекс Глобальной Конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума- сейчас на 121-м месте.

Министерство социального развития

Образование: Уровень средних школ можно измерить PISA тестом — из 65 стран занимаем 65 место. Университеты можно измерить с помощью опросов всемирных университетов. Ни один университет Кыргызстана не входит в 500ку лучших университетов мира.

Здравоохранение: Качество системы здравоохранения измеряется опросом Всемирного Союза Здоровья. Кыргызстан в данное время не входит в этот опрос.

Пенсионная система: Проводить аудит, сравнивая с ведущей мировой пенсионной системой.

Министерство Финансов

Налоговые и таможенные сборы, и создание прозрачного бюджета.

Прозрачность бюджета можно измерить с помощью Open Budget Index. Сейчас мы находимся на последних местах.

Перед каждым министром ставится отчетливая, объективная цель на один год. Для достижения этой цели министру необходимо предоставить в рамках закона полную свободу.

Какие можно поставить цели для министерства экономики:

  • Поднять показатель Всемирного Банка по Введению Бизнеса в Кыргызстане с 44-го места на 20-е;
  • Поднять Индекс Экономической Свободы Института Фрейзера  с 62-го места на 31-е место;
  • Поднять Индекс Глобальной Конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума  со 121-го места на 60-е.

Как Новая Зеландия предотвратила инфляцию?

Новая Зеландия много лет мучилась от высокой инфляции. Чтобы остановить это, национальный парламент принял новый закон о деятельности национального банка в 1989 году. В соответствии с этим, председатель национального банка Новой Зеландии должен был удержать инфляцию на уровне 3%.  Достичь этого, можно использовать все методы монетарной политики. С тех пор, в Новой Зеландии инфляция держится на уровне 2%. Председатель банка за такие успехи правил национальным банком 14 лет.

Когда в Кыргызстане будет ответственное правительство?

На сегодняшний день, какая есть заинтересованность у правительства работать в соответствии с желанием народа? Нет заинтересованности и не будет. Редко когда заинтересованность правительства совпадает с желанием народа. В основном, народ и правительство работают в двух разных направлениях либо задом наперед, поэтому в начале статьи я сказал, что правительство и народ живут на двух разных планетах.

Когда деятельность правительства будет возможной объективно оценить в соответствии с международным уровнем, правительство будет ответственным перед народом. Если перейдем на использование международных показателей, тогда можем дать правильную оценку работе правительства и призвать ее к ответственности.

Если не будет ответственности, то в Кыргызстане ничего не будет развиваться и существовать.

NO COMMENTS

Leave a Reply