Развитие Кыргызстана невозможно без децентрализации государственного управления и развития такого института народовластия, как местное самоуправление (МСУ). Цель реорганизации местного управления – переход к системе, способной обеспечить местное социально-экономическое развитие и предоставление качественных услуг населению.

ПРОБЛЕМЫ

Достижению этой цели препятствуют следующие проблемы:

  • Громоздкое административно-территориальное устройство.
  • Несовершенство механизмов разграничения и делегирования функций и полномочий.
  • Финансовая и экономическая слабость органов МСУ.

1. Несмотря на радикальные преобразования общественно-политической жизни Кыргызской Республики, территориальная организация государственного управления осталась почти неизменной: Республика (центр)-область-район-город/село.

Между центральными государственными органами и органами МСУ, на областном и районном уровнях, действуют местные государственные администрации, а также многочисленные территориальные подразделения министерств и административных ведомств. Они удлиняют цепь управления и порой дублируют друг друга. Все это негативно сказывается на результативности государственного управления и на социально-экономическом развитии регионов (областей, районов, городов и сел).

Сегодня районный уровень управления оказался на стыке государственной власти и МСУ, где, исполнительная власть является государственной, а представительная — избираемой на основе прямых выборов, то есть местной.

2. Из-за большого различия в экономическом развитии и природно-климатических условиях регионов муниципалитеты Кыргызстана обладают различным финансово-экономическим потенциалом.

Вследствие этого, более 70% муниципальных институтов в Кыргызстане являются дотационными. Ситуация, когда 25-30% муниципалитетов содержат остальные 70-75%, говорит о неравномерном распределении экономических ресурсов и необходимости пересмотра подходов к формированию местных бюджетов и межбюджетных отношений.

3. Законодательство содержит четкие требования к делегированию государственных полномочий органам МСУ с соответствующим финансовым обеспечением, но эти нормы пока не работают.

РЕШЕНИЯ

Необходимо перейти к такой организации государственного управления и административно-территориального устройства, при которой центральные органы власти будут ответственны за ограниченный круг функций, таких как:

  • законодательство;
  • внешняя политика и иностранные дела;
  • национальная безопасность и оборона;
  • разработка национальных программ и стратегий;
  • формирование и распределение государственного бюджета.

Введение же местных органов власти, избираемых и контролируемых местными сообществами, должно дать возможность перейти к функциям по предоставлению таких услуг как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • социальная защита;
  • культура;
  • спорт;
  • досуг граждан

Такое развитие децентрализации государственного управления предполагает переход к трехступенчатой схеме управления: центр-область-муниципалитет.

  1.  Необходимо укрупнение существующих муниципалитетов, особенно сельских. Это значительно повысит финансово-экономический и кадровый потенциал органов МСУ, способность лучше решать вопросы местного значения. Формирование границ новых муниципальных образований должно проводиться с учетом природных и географических условий, основных сфер хозяйствования, наличия предприятий, культурных и исторических особенностей, физической и социальной инфраструктуры и т.д.
  2. Необходимо избавиться от понятия район как административно-территориальной единицы и ликвидировать все районные учреждения министерств и ведомств. Это приведет к значительному сокращению численности бюрократического аппарата и затрат республиканского бюджета.
  3. Основным звеном административно-территориального деления страны должна стать область с соответствующими органами регионального управления. Власть в ней должны представлять областной кенеш и областная администрация во главе с губернатором, избираемым населением области. Органы управления должны иметь свой бюджет и быть наделены полномочиями, достаточными для эффективного использования потенциала развития своей территории.
  4. Областные органы управления будут ответственны за решение задач развития территории, предоставление населению качественных услуг образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и т.д. Они смогут заниматься также вопросами ирригации, пастбищ, энергообеспечения, экологии, дорог и т.д.
  5. Одновременно с административно-территориальной реформой и децентрализацией государственного управления должна быть проведена финансовая децентрализация. Необходимо выработать такую модель межбюджетных отношений, которая позволит увеличить доходную часть местных бюджетов.

Если минимум 50% налоговых сборов будет оставаться в местных бюджетах, это позволит областям и многим муниципалитетам решать дела местного значения без дотаций от центральных властей.

Другая важная задача — создать условия, при которых функции по решению вопросов не будут сосредотачиваться на уровне муниципалитетов, а будут делегироваться по вертикали вниз – до уровня группы жителей одной улицы, и по горизонтали – независимым предприятиям и организациям, НПО и НКО.

Законодательство КР допускает, что органы МСУ из соображений рационального использования своих средств могут передавать исполнение отдельных вопросов юридическим и физическим лицам. На уровне каждого населенного пункта есть свои дела местного значения, которые его сообщество может самостоятельно решать, где-то — это использование присельских пастбищ, где-то — переработка твердых бытовых отходов.

Муниципальные услуги также должны предоставляться в ведение максимально низких уровней управления, которые в состоянии их эффективно исполнять или предоставлять.

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Четкое разграничение полномочий и ответственности органов управления разных уровней. Государственные органы будут ответственны только за контрольные и координирующие функции в части основных государственных услуг и политик, не вмешиваясь в хозяйственные и финансовые дела, которые полностью находятся в ведении местных органов власти.
  • Переход к трехуровневой организации административно-территориального устройства, в которой основное звено составят областной Программа реформ Кыргызстана 29 уровень и укрупненные муниципалитеты с человеческим и ресурсным потенциалом, достаточным для эффективного решения вопросов местного значения и предоставления населению качественных услуг.
  • Создание представительных и исполнительных органов власти областей, наделенных полномочиями и ответственностью за развитие своих территорий и предоставление населению части услуг, находящихся в данное время в ведении государственных органов.
  • Вместо районных государственных администраций будут созданы новые органы с контрольно-надзорными функциями и координацией деятельности муниципалитетов.
  • Самодостаточности административно-территориальных единиц будет способствовать переход на новые принципы межбюджетных отношений, предоставление большей автономии местным властям в части формирования и расходования своих бюджетов.
  • Финансовая помощь центральных властей, территориям с низким налоговым потенциалом, проводится, исходя из общенациональных приоритетов в рамках государственных программ и проектов.
  • Достижение такой системы местного управления потребует кропотливой работы по созданию экономически сильных регионов и финансово-экономических предпосылок, укрепления правосознания и гражданской ответственности наших граждан.

CAFMI, 31 августа 2010 г.Бишкек, Кыргызская Республика

NO COMMENTS

Leave a Reply