Мирсулжан Намазалиев, исполнительный директор Центральноазиатского института свободного рынка, один из основателей  Клуба либеральной молодежи. В настоящее время ведет активную общественную деятельность. Сегодня страницы self-made personрасскажут о нем.

[plain]Дата рождения: 2 октября 1987 г.

Книга: Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»

Цитата: «Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня». А.Рэнд [/plain]

— Как проходило твое детство?

— Я родился в Таласе в одном из сел и мое детство, до 6 класса проходило в селе. Потом я переехал в город Талас и школу заканчивал уже там. Детство проходило то в селе, то в малом городе, и приходилось часто менять школы, места жительства – т.е. становился настоящим кочевником с самого детства.

— Почему в своей деятельности ты выбрал именно экономическое направление?

— Первое – то, что экономика более конкретная и интересная социальная наука. Второе – то, что в Кыргызстане экономическая грамотность населения, да и политиков, работников НПО и членов различных партий низкая. Это позволяет мне понять потребность и спрос в этом вопросе.

— Где ты работал до этого? 

— С девятого класса, я начал работать, хоть и на волонтерской основе, в различных центрах демократии, в центрах правовой и экономической информации, которые существовали на тот момент в моем городе.

А в Бишкеке я затем продолжил свою общественную жизнь в различных молодежных организациях, таких как «КелКел» и «Бирге!». Позже мы основали Альянс либеральной молодежи «Свободное поколение». Одновременно с этим я работал в международной телерадиокорпорации «Мир», в которой я улучшил и свой русский, и ораторское искусство. Кроме этого я сотрудничал с одной из известнейших правозащитниц Кыргызстана Азизой Абдирасуловой. Я работал также с туристической компанией Kyrgyz Concept, которая является одной из самых клиентоориентированных и успешных компаний в стране.

— Какие личности в истории оказали на тебя наибольшее влияние?

— Мои «герои», которым бы я подражал или сильно бы уважал, начали появляться только в последнее время. Это один из отцов основателей Томас Джефферсон, Айн Рэнд с ее книгой «Атлант расправил плечи», и ряд людей, чей опыт, я считаю можно и нужно перенять – это Андрей Илларионов из России, Каха Бендукидзе из Грузии.

— Чем ты дорожишь?

— Самое ценное для меня — это моя жизнь, мое пространство, моя собственность и моя свобода. Я не могу считать своей ценностью то, что я не создавал и что не является моей собственностью. А дорожу я своей мамой.

— А в работе? Какими принципами ты руководствуешься?

— Свобода, инновации, ответственность!

Это свобода мышления. Не нужно быть конформистом и думать, что скажут люди, а нужно думать о том, что можно сделать, чего можно добиться и какой будет результат.

Если ты рискуешь и делаешь что-либо, то за риски ты ответственен сам. За твои ошибки твой сосед не должен расплачиваться. В этом случае уже прослеживается то, чего не хватает в наших людях.

Есть ряд смешных принципов, которые я повесил у себя на стенке. Например — Fun, Fast, Furious! — весело, быстро, бешено. Я применяю все новые технологии, особенно те которые позволяют мне максимально эффективно делать свою работу.

— Ты считаешь себя успешным?

— На самом деле успешные люди – они другие. Они работают на Wall Street, основывают свои компании, которые приносят очень много дохода, и им намного меньше лет, чем мне. Есть люди, которым 18, но на них уже можно смотреть и получать опыт. Поэтому, сейчас я лишь стремлюсь к успеху, и думаю, что придет время, когда я заявлю о результатах.

— Ты очень много работаешь. А хватает ли у тебя времени на личную жизнь?

— Зачастую тот человек, который говорит, что у него нет времени, на самом деле лжет и его можно еще больше загрузить работой. Поэтому, при желании можно находить время на все, и на личную жизнь.

— Какие качества ты больше всего ценишь в человеке?

— Самое важное — наверное, ответственность. Если сказал, то нужно сделать. Если не сделал – доверие падает. Второе – способность к быстрой адаптации. Человек должен владеть основными языками нынешнего мира, и уметь работать, используя реально-новейшие технологии. И третье, оно может быть должно быть первым – это свобода мышления. Многие мыслят, думают очень шаблонно, поэтому довольно легко предугадать ход мыслей большинства Кыргызстанцев.

— Многие молодые люди в твоем возрасте все еще зависимы от родителей, от родственников. А ты?

— Я уже давно финансово независим, а это значит очень многое. К сожалению, часть моих ровесников и сограждан воспитаны в неправильном духе, который внедрен в рамках коммунного общества, когда превалируют коллективные ценности. Это и воссоздало иждивенчество.

Моя главная ценность, как я уже говорил, это то, что я создаю, то чем я владею. Если человек производит меньше, чем потребляет – он иждивенец. На самом деле человек рожден для себя, и если люди не могут себя обеспечить, зачем требовать от других поддержки.

Когда мы говорим о свободе, люди должны понимать, что свобода дается с ответственностью. Ответственность в этом случае – когда ты ответственен за свои поступки, за последствия своих действий. Например, если человек сегодня потратил все деньги в казино, а завтра голодает – он ответственен сам, и я, в этом случае не обязан ему помогать.

 

— Ты часто говоришь о свободе. Не случайно ты являешься сторонником либерализма. Можешь объяснить, в чем преимущество этой идеологии?

— Объясню на примере. Давайте возьмем одну семью, в которой два брата. Один – активно работает, другой — не работает, он привык, что работает его брат и приносит доход. Он сидит дома, веселится, играет где-то в казино. Таким образом, семья живет. Не знаю, как но предполагается, что счастливо. Или другой случай. Такая же семья, два брата, которые оба работают, оба успешны и никто друг от друга не зависит. В этом случае шансы продвигаться вперед у каждого брата очень высоки, зарабатывают больше, накапливают, инвестируют разумно.

Если взять страну в целом, то например, недавно прозвучало, что где-то в Оше одна семья, где пятеро детей, оказалась на краю гибели, потому что родители не работают – но нарожали пять детей. Я не понимаю, где ответственность. Почему я, сидя в Бишкеке, экономя на своих родственниках должен что-то делать ради таких? Я плачу государству деньги в виде налогов, чтобы они помогали другим людям, которые безответственны. Я бы этого не хотел.

В этом случае наиболее эффективны те люди, которые живут ради себя, за себя и они свободны. Они выбирают, хотят ли они помочь человеку или нет, выбирают, сколько дать денег 5 сом или 5 тысяч сом. То есть мы оставляем право выбора, оставляем человеку его настоящую сущность. А если мы говорим, нет, отдавай мне половину доходов и я решу что с этим делать, направляя эти деньги, куда глаза глядят – это не входит в мое понимание разумного решения.

Социализм – это система коллективного хозяйства, коллективного владения, где у меня нет частной собственности, или она минимальна. Я зарабатываю как все остальные, и я мог бы быть самым успешным и самым лучшим, но я не стремлюсь этого делать, потому что мне нужно быть похожим на всех остальных, не работать больше чем остальные.

В случае либерализма – частная собственность, частные деньги, частные компании, частный бизнес. В капиталистических либеральных странах каждый человек стремится быть лучше и эффективнее. Если же он тратит больше, чем производит – он лузер.

Почему либерализм лично для меня? Я сам хочу быть свободным, я сам хочу решать, куда направить свои деньги, сам хочу решать что делать со своей собственностью. Главное я понимаю свою ответственность в том, что я не должен нарушать свободу другого человека.

— Скептики говорят, что либерализму в Кыргызстане сейчас не место. Что бы ты им ответил?

— Многим скептикам я порекомендовал бы фашизм и коммунизм, которые на их взгляд могут быть наиболее пригодными и возможными для Кыргызстана. Фашизм и коммунизм – это настоящая противоположность классического либерализма. Если они не приемлют либерализм, пускай принимают другие системы.

На самом деле, я считаю, что у либерализма, тем более в Кыргызстане, есть будущее. Это окажется абсолютным нонсенсом, если кто-то скажет, что другие системы приживутся у нас лучше, и окажутся более эффективными, чем идея свободы – либерализм. Если посмотреть, как из болот строили великие государства, то в этих странах и работали принципы свободного рынка, свободной торговли, индивидуальной свободы и частной собственности.

— Последнее время Клуб либеральной молодежи поднимает идею о том, что молодые могут стать носителями либеральных перемен в обществе. Как ты считаешь, может ли появление молодых в элите Кыргызстана повлечь за собой изменения?

— Не факт, что изменения будут именно позитивными. Молодые – авантюристы и максималисты. Это отчасти и хорошо. Однако, они могут идеализировать неэффективные системы, и попытаться их внедрить.

Бесспорно, у определенного количества людей должно быть другое мышление – не консервативное и не конформистское. И эти люди, с иным мышлением обязательно должны быть вместе.

Почему следует вести работу с молодежью? Только лишь потому, что молодые более открыты к новым идеям, и не приверженцы укоренившегося приспособленчества. С ними работать легче, однако, единственный минус – результаты пожинаются не быстро.

— Какую страну ты считаешь примером для подражания в вопросах развития?

— Есть ряд стран, и среди них та, которую в Кыргызстане очень не любят – Соединенные Штаты Америки. Я думаю, что нужно учиться у этой страны. Если посмотреть на историю становления этой страны, и на историю становления личностей в этой стране, то мы можем найти много интересного и весьма полезного.

Простые примеры, когда ты можешь строить свою жизнь сам, когда на это есть правовые основы и твои права не нарушаются. Когда человек не зависит финансово от государственных структур и чиновников, он не зависит и политически.

— Что бы ты пожелал молодым людям, чтобы они стремились к достижению своих целей?

Как раз таки посмотреть на людей, которые добиваются успеха, и смотреть на них с белой завистью. А белая зависть предполагает, что ты посмотришь, узнаешь, чего они добиваются, и используя те же рыночные технологии как бенчмаркинг, сопоставляешь себя.

Можно также таким образом оценить свои слабые стороны и нейтрализовать их, за счет этого и подняться вверх. Затем ты начинаешь чаще и эффективнее использовать свои сильные стороны, пользуясь возможностями, предотвращая любые угрозы, которые могут стоять у тебя на пути.

На самом деле нет такой вещи, как удача. Ты всего добиваешься сам. В этом смысле слово «удача» должно быть заменено «успехом».

Беседовала: Анна Черепанова, LIBERAL.KG

февраль 2010 г.

NO COMMENTS

Leave a Reply