Для меня слово «государственное» часто означает «антиобщественное», хотя принято считать эти слова противоположными по смыслу. Для разъяснения своей позиции начну с обратного, то есть почему «частное» для меня означает «общественное».

Частное предприятие, имеющее собственника, напрямую зависит от своих клиентов. Если удалось привлечь клиентов, предприятие будет работать и развиваться, нет клиентов – уход в небытие. Этот рыночный принцип способствует тому, что частные компании от малых до транснациональных корпораций постоянно заботятся о том, как удовлетворить наши потребности и желания. Ни одна компания, даже крупная, не способна заставить нас купить свою продукцию. В свободном рынке власть принадлежит клиентам, которые каждый день посредством своих денег решают, какой компании существовать, а какой нет.

Рынок – саморегулируемая и самообновляемая система, быстро реагирующая на нужды людей и их изменения. Рынок стимулирует повышение эффективности и производительности предприятий, внедрение новых технологий, повышение качества и выбора товаров и услуг. Рыночные законы обуславливают ситуацию, при которой большинство частных предприятий стремятся максимально расширить свою клиентскую базу, т.е. направить свою деятельность на все общество. Частные предприятия напрямую зависят от общества и потому служат ему, в этом смысле они является «общественными».

Работа госсектора не зависит от его эффективности

Теперь рассмотрим принципы работы государственного сектора. Государственные органы и предприятия получают свое стабильное финансирование из бюджета вне зависимости от качества предоставляемых ими услуг и эффективности работы. Хотя бюджет и формируется за счет наших налогов, негодование населения практически не влияет на работу госорганов и госпредприятий. Их мало интересует мнение общества, что, по сути, относит их к категории «антиобщественных» организаций.

Уместно привести несколько показательных примеров. Если вы недовольны работой определенного сотового оператора, вы не митингуете возле головного офиса сотовой компании с требованием улучшить качество связи, вы просто переходите к другому, более качественному оператору связи. Каждый оператор связи из кожи вон лезет, чтобы вы оставались его абонентом, поскольку вы можете перейти к конкуренту или элементарно перестать платить за связь. В случае с госорганами вы не можете ни перейти к конкуренту, ни перестать платить налоги. За госуслуги вы обязаны платить, даже если они вас не устраивают.

Наглядно разницу между «государственным» и «частным» (читай – «общественным») можно увидеть на примере кинотеатров. Когда кинотеатры были государственными, посетителей в этих убогих зданиях было немного. После передачи их в частные руки они преобразились и стали желанным и популярным местом для отдыха и развлечений. И дело тут даже не в финансировании. Уверен, если бы на обновление кинотеатров государство выделило огромные средства, они, скорее всего, были бы разворованы. Дело в собственнике, который заинтересован в инвестировании и эффективном управлении своего имущества для удовлетворения потребностей общества.

Рынок – действенный механизм общественного влияния

Как мы можем изменить нынешнюю ситуацию к лучшему? В первую очередь, нужно создать условия для появления конкуренции. Необходимо дерегулировать такие государственные сферы как образование, медицина, обеспечение безопасности и тому подобное. Граждане должны иметь выбор, где им учиться, лечиться и какая организация будет обеспечивать их безопасность. Другими словами, следует устранить законодательные и административные барьеры, мешающих появлению большего количества частных школ, вузов, поликлиник, больниц, охранных агентств и т.д. Примечательно, что рынок, в первую очередь, работает в интересах простых граждан, а не бизнеса. На самом деле бизнесу, особенно крупному, невыгоден свободный рынок, поскольку он поощряет интенсивную конкуренцию, повышение качества и снижение цен на товары и услуги.

Утверждение, что общество никак не может влиять на частные предприятия, в реальности является диаметрально противоположным. Рынок – действенный механизм общественного влияния на предприятие любого размера, но только при условии, что оно частное. В рынке предприятия работают до тех пор, пока они нужны обществу, госпредприятия, напротив, могут существовать сколь угодно долго вне зависимости от их востребованности обществом. В госпредприятиях на всех уровнях часто наблюдается коррупция и хищения. В частных компаниях такая ситуация скорее исключение, чем правило.

Такие Нобелевские лауреаты, как Фридрих Хайек и Милтон Фридман в своих трудах, используя экономические и исторические аргументы, доказывают на порядок большую результативность и оперативность свободного рынка в решении социальных проблем общества в сравнении с инертной госсистемой.

NO COMMENTS

Leave a Reply