Наше видение налоговой реформы заключается в том, что она должна быть ориентирована на налогоплательщика. Это требует построения отношений между налогоплательщиком и государством, основанных на доверии и сотрудничестве. Для этого налоговая система должна быть простой, легкой и понятной, мотивирующей людей работать открыто и честно, добросовестно выплачивая необходимые налоги. Отсутствие консенсуса и репрессивные методы сбора налогов приводят к увеличению доли теневой экономики.

ПРОБЛЕМЫ
Ниже изложены три основные проблемы налоговой системы КР:
I. Высокая налоговая нагрузка.
Налоговая система Кыргызской Республики характерна высокой нагрузкой. Согласно данным отчета “Ведение Бизнеса 2010” Всемирного Банка, компании расстаются примерно с 59% прибыли в виде налогов. В добавок к денежным издержкам, налогоплательщики сталкиваются с обязательными ежегодными проверками, предупреждениями и штрафами со стороны налоговой инспекции. Также, согласно тому же отчету, средний по величине бизнес обязан совершать ежегодно 75 видов налоговых платежей и тратить на это в среднем 202 часа (8.4 дней), что тоже является бременем для налогоплательщиков. Все это повышает реальный уровень налога для компаний и заставляет их работать скрытно.
II. Комплексность налогового законодательства.
Комплексность в налоговом законодательстве зачастую становится причиной ошибок (например, при вычете НДС) как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны самих налоговых инспекторов. Запутанность налогового законодательства приводит к большой степени неподчинения законам. Уклонение от налогов может также происходить из-за простой неразберихи в законодательстве. В случае радикального изменения налогового кодекса КР и создания простых и транспарантных
правил, налогоплательщики могли бы уделять больше внимания производству, чем процессу совершения налоговых платежей или разработке новых схем уклонений от налогов.
III. Отсутствие сервиса налогообложения.
Клиентами налоговой службы выступают налогоплательщики, которые формируют не только бюджет данного органа, но и оплачивают практически все счета государства. В этой связи удобное и приятное обслуживание налогоплательщиков, что по иному принято называть ориентированностью на клиента, должно присутствовать в работе любого государственного ведомства, в частности, Государственной Налоговой Службы. Однако мало кто из посетителей мог бы оценить высокий уровень обслуживания. Напротив, налоговые инспекторы и кураторы часто ассоциируются с низкой компетентностью и грубостью, что зачастую заставляет налогоплательщика доказывать свою правоту. Более того, бывают случаи превышения должностных полномочий со стороны налоговых инспекторов, которые либо занимаются мздоимством, либо взымают дополнительные платежи.
РЕШЕНИЕ
Некоторые принципы трезвой налоговой политики КР так или иначе были отражены в реформе налоговой системы. Мы имеем одну из самых низких ставок по подоходному налогу и налогу на прибыль равному 10%. Также в 2009 году число налогов было сокращено до шести и уменьшен налог на добавленную стоимость (НДС) до 12%, который считается самым низким в Центральной Азии. К тому же были определены трехгодичные налоговые льготы сельскохозяйственным компаниям, дедукция налогов на обучение рабочего персонала и система упрощенной отчетности и процедур платежа, а также патентная налоговая система, которая упрощает уплату налогов малым предприятиям.
Однако некоторые реформы делают порядок осуществления платежей более обременительными и тягостными (например, вычет НДС). По мнению Сергея Сабко, директора налогово-консалтинговой фирмы “Консультант”, такие неблагоприятные меры не мотивируют компании выходить из “серой” экономики, а наоборот вынуждают их держать свой бюджет в секрете и скрывать свой доход. Данные нововведения выгодны только налоговым инспекторам, которые увеличивают собственные доходы путем получения взяток. Несмотря на обещанную заинтересованность государственных чиновников Кыргызстана в создании благоприятной бизнес-среды, имеющийся налоговый кодекс является сложным для понимания, непоследовательным и трудным
для исполнения.
В этой связи необходимы радикальные реформы налоговой системы Кыргызстана, главными принципами которой станут простота и легкость в понимании и применении. Она не должна налагать чрезмерные процедурные препятствия для налогоплательщиков. Все это важно не только для среднего и крупного бизнеса, но и для мелких предпринимателей, которые не в состоянии нанимать отдельных бухгалтеров и налоговых консультантов. Ниже мы представляем наши предложения о том, как сделать налоговую систему более эффективной:
1. Сохранить патентную систему для мелких предприятий и установить минимальную сумму патента. Также надо довести до максимума число видов деятельности мелкого бизнеса, осуществляемых на основе патентов; следовательно, станет прибыльнее открывать свой бизнес. С увеличением людей, открывающих свой бизнес, будет сокращаться число безработных.
2. Отменить все виды налогов, кроме одного – налога с валового дохода. Многие экономисты рекомендуют этот вид налога из-за легкости администрирования его государством и простоты оплаты его налогоплательщикам. Это упростит налоговый кодекс, увеличит прозрачность в экономике и приведет к экономической активности. Также это поможет Кыргызстану обрести настоящую плоскую налоговую систему (flat tax).
Необходимо найти оптимальный уровень налоговой нагрузки. Это уровень, при котором бизнесу будет выгодно выйти из тени и стать добросовестным налогоплательщиком. В то же время все минимальные нужды государства могут финансироваться за счет собранных налогов.
Бюджет пополнится за счет таких источников, как:
  • Рост доходов — снижение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений.
Так случилось в Кыргызстане при снижении НДС в 2009, снижении стоимости патента для производителей текстиля в 2005 году, и снижении акцизного налога на топливо в 2003 году. Это подтверждено не только практикой Кыргызстана, но и практикой других зарубежных стран, таких как США, Германия. Этот процесс называется кривой Лаффера, он иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. За снижением налоговых ставок и упрощением процедур последует выход из тени множества предприятий, а также их последующее развитие.
  • Оптимизация государственных расходов — размер государства зачастую определяет экономический рост.
Андрей Илларионов, эксперт Института Катона, в своем исследовании пишет, что странам «которые характеризуются меньшим удельным весом государственных расходов в ВВП, присущи более высокие темпы экономического роста». Сейчас уровень государственных расходов в ВВП 2009 года Кыргызстана составляет 29%. Андрей Николаевич советует Кыргызстану снизить его до 20%. Эта мера станет одним из шагов к переходу страны на более высокий уровень жизни.
3. Постоянное упрощение налогового кодекса.
Стоит очень детально проанализировать существующий Кодекс на предмет излишней сложности или неэффективности. Тут речь идет не о цифрах, а о здравой логике. Как правило, налоговые и иные кодексы постсоветских государств составлялись впопыхах, постепенно разрастаясь, вследствие чего работать по ним крайне сложно, некоторые формулировки не ясны не только налогоплательщикам, но и проверяющим органам, происходят случаи трактовки одного и того же положения различными путями. В рамках налоговой реформы необходимо стремиться к максимальному упрощению налогового кодекса, сделать его доступным. Также можно рассмотреть дополнительные инициативы, такие как создание постоянных обучающих тренингов и для налогоплательщиков, и для инспекторов.
Можно воспользоваться примером Грузии, где налоговая служба подготовила видео по каждой статье налогового кодекса, в котором объясняется ее суть и приводятся примеры.
4. Обслуживание налогоплательщиков, ориентированное на клиентов.
В целях качественного обслуживания налогоплательщиков мы предлагаем предоставить им выбор проверяющего органа, который может отличаться по правовой форме. Таким образом, у компании будет выбор, либо частная организация, либо государственная налоговая служба. Ориентированность на клиента — результат заинтересованности компании в качественном обслуживании. В роли налогового проверяющего могут выступать аудиторские компании. По сути они уже проводят аналогичную работу. После проведения проверок они передают копии отчета в Налоговую службу и в саму компанию. В целях поддержания своей репутации аудиторская компания будет придерживаться рамок закона и качественно обслуживать клиента. Оплату за проведение налоговой проверки будет производить сама компания-заказчик.
5. Заключение двухсторонних соглашений во избежание двойного налогообложения дохода. 
На сегодняшний день Кыргызская Республика имеет подобные соглашения только с 22 странами из 186. Если прибыль иностранных предприятий не будет дважды облагаться налогом, то это, безусловно, может стимулировать приток иностранных инвестиций в Кыргызстан.
6. Закрепление эксклюзивного права проверки налоговым инспекторам (в т.ч. частной организации, добровольно выбранной компанией). 
Остальные карательные органы, такие как Генеральная Прокуратура, МВД и ГКНБ, могут запрашивать информацию только через налоговую службу. Остальные органы могут наладить непосредственный контакт с налогоплательщиком только через соответствующее решение суда. Эта мера сократит количество проверок предприятий и возможности для взяток.

CAFMI, 15 сентября 2010 г.

Бишкек, Кыргызская Республика

NO COMMENTS

Leave a Reply