Процессы национализации начались в Кыргызстане с апреля прошлого года. Хотя были национализированы 47 объектов — от автомобилей до таких столпов экономики, как «Мегаком», перспектива выгоды от этого процесса для рядовых кыргызстанцев до сих пор туманна. «В Кыргызстане от национализации объектов государство еще не получило ни тыйына прибыли», — заявил министр государственного имущества Нурдин Илебаев.

Кроме того, множество споров вызвано законностью процедуры национализации сотового оператора «Мегакома», а именно вопросом, в полномочия каких ведомств входит ее проведение, а также тем, какими нормативными актами они должны при этом руководствоваться. Согласно п. 9 Конвенции о защите прав инвестора со странами СНГ, которую Кыргызстан ратифицировал Законом КР от 3 марта 2000 года,:

«Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации». Но действия Конвенции при национализации «Мегаком» и других обьектов не наблюдается. Не было ни выплат собственникам, ни судебных решений — основанием выступил лишь Декрет Временного Правительства, выпущенный сразу после апрельских событий 2010 г. По мнению эксперта-юриста Мурата Мадыкова по поводу декретов о национализации (даже если считать их актами, обладающими силой закона), «для обеспечения справедливости имущество должно оцениваться по рыночной стоимости и фактическое возмещение должно выплачиваться предварительно, то есть до момента изъятия. Также необходимо предоставить собственнику возможность обжалования как самого факта изъятия, так и оценки изымаемого имущества».

Национализация «Мегакома» разделила общественность на два лагеря: кто-то поддерживает действия властей, утверждая, что это поможет «очистить» предприятие от так называемых «серых схем» отмывания денег, кто-то называет происходящее рейдерством, проведенным в интересах определенных чиновников. Кто прав, а кто виноват, предстоит разобраться соответствующим органам. Ясно одно – происходящее негативно отразится на отношении иностранных инвесторов к нашей республике, а может и на международные отношения Кыргызстана. Инвестиционный климат нашей страны ухудшается день за днем, национализация за национализацией.

Министерство имущество КР оправдывает национализацию тем, что «Мегаком» принадлежит ЗАО «Альфа Телеком», компании Максима Бакиева и его приближенных. В 2009 г. те забрали компанию у российских инвесторов, и переоформили компанию с ОсОО «БиМоКом» на ЗАО «Альфа Телеком». Но прежние инвесторы доказывали свое право собственности в местных и международных судах, и по идее им должны возвратить их долю – 51% «Мегаком». С этим согласилась и Комиссия по национализированному имуществу Жогорку Кенеша, обязав Правительство разобраться в этом вопросе и поставить точку.

Однако до принятия окончательных решений, «Мегаком» захватила новая команда менеджеров, используя властные полномочия. Это создает проблемы работе сотового оператора, который обслуживает более 2-х млн. кыргызстанцев. Кроме того, методы, использованные для национализации компании «Мегаком» и изгнания прежних руководителей, были не цивилизованными. Многим в Бишкеке ситуация с «Мегаком» очень напомнила рейдерство сотового оператора «Бител» в 2005 г.. Даже если национализация и вправду правильное и благое решение, то используемые властью механизмы сводят на нет все ее плюсы.

Применяемые методы во многом аналогичны действиям большевиков в 1917 г. – с той лишь разницей, что происходит это в наши дни и с нашего молчаливого согласия.

Для построения свободного и справедливого общества неприемлемо использовать грязные, силовые методы. Скорость и дерзость процесса национализации сильно тревожит внешних и внутренних инвесторов Кыргызстана. Ведь никто не застрахован от того, что и их бизнес однажды будет «национализирован» решением одной из государственных структур без суда и следствия.

NO COMMENTS

Leave a Reply