Как известно, 2010 год был знаменательным для Кыргызской Республики. После 7 апреля новые власти инициировали процедуру национализации объектов, которые, по их мнению, имели отношение к окружению бывшего президента Бакиева К.С. («Национализированные объекты»).

Они были национализированы Декретами Временного правительства. Среди них числятся доли участия в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, земельные участки, недостроенные объекты, автотранспортные средства, самолет, яхта и т.д. В 2011 году существенную часть  бюджета республики составляет выручка от продажи этих национализированных объектов.

В настоящей статье мы проанализируем правовые коллизии при реализации данных имуществ.

1. Общие проблемы всех Национализированных объектов

1.1 Декреты Временного правительства не являются нормативно-правовыми актами

Декреты Временного правительства не входят в правовую систему Кыргызской Республики и не перечислены в статье 4 Закона Кыргызской Республики от 20 июля 2009 года N 241 «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» («Закон о НПА»). Кроме того, возникают вопросы относительно: (а) является ли Временное правительство нормотворческим органом; (б) возможно ли регистрировать Декреты в Государственном реестре нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

1.2 Национализация не соответствует институту национализации Кыргызской Республики

Национализация является одним из видов принудительного изъятия у собственника имущества. В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса,[1] национализация возможна только с соблюдением следующих условий:

  • а. Принятие в соответствии с Конституцией закона о национализации конкретного имущества и
  • б. Возмещение лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием.

Исходя из вышеназванной статьи, можно сделать вывод, что ничего общего национализация, проведенная Временным правительством, не имеет со статьей 288 Гражданского кодекса. Они лишь омонимы.

2. Особенности реализации некоторых Национализированных объектов

2.1 Реализация доли(-ей) участия в юридических лицах

2.1.1 Акционерные общества

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, права собственности на ценные бумаги бездокументарной формы удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии — записями по счетам депо в депозитариях.[2] Возникновение, переход (передача), изменение, обременение и прекращение прав собственности на ценные бумаги осуществляются на основании гражданско-правовых сделок, а также по другим основаниям, установленным законодательством Кыргызской Республики.

Сделки по купле-продаже публично предлагаемых ценных бумаг, а также акций открытых акционерных обществ осуществляются на фондовой бирже в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг и правилами торговли ценными бумагами.

Проблемный аспект

Согласно статье 38 Закона Кыргызской Республики от 24 июля 2009 года N 251 «О рынке ценных бумаг» («Закон о РЦБ»), депозитарий или независимый реестродержатель может произвести перевод ценных бумаг со счета одного зарегистрированного держателя на счет другого лица на основании:

  • поручения зарегистрированного лица;
  • документов, подтверждающих совершение сделки на фондовой бирже;
  • документов, подтверждающих правопреемство;
  • решения суда

Как видно из приведенной статьи, декрет Временного правительства не является документом, по которому осуществляется переход прав от одного лица к другому. В связи с этим, предполагаем, что в реестре депозитариев или независимых реестродержателей до сих пор должны числиться прежние акционеры.

Данное обстоятельство может являться основанием для оспаривания продажи акционерных обществ.

2.1.2 Общества с ограниченной ответственностью («ОсОО»)

Статья 42 Закона  Кыргызской Республики от 15 ноября 1996 года N 60 «О хозяйственных товариществах и обществах» устанавливает, что в случае изменения состава участников общества с ограниченной ответственностью соответствующие изменения должны быть внесены в учредительные документы.

После принятия решения о национализации ОсОО они подлежали перерегистрации в силу статьи 12 Закона  Кыргызской Республики от 20 февраля 2009 года N 57 «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» (изменение состава участников) в течение 30 календарных дней в органах юстиции Кыргызской Республики.

Закон предполагает 2 случая перерегистрации ОсОО: в связи с выходом (1) с отчуждением своей доли или изменением размера доли участника и (2) без отчуждения своей доли. В первом случае в регистрирующий орган представляется соглашение о передаче доли; во втором — заявление о выходе из состава участников ОсОО.

Проблемные аспекты

Предполагаем, что:

  1. Национализированные ОсОО не были перерегистрированы в органах юстиции.
  2. Отсутствует как соглашение о передаче доли, так и заявление о выходе из состава участников от предыдущих участников ОсОО.
  3. Реализация движимого и недвижимого имущества

Продажа движимого и недвижимого имущества также будет сопряжена с юридическими сложностями. В частности, отсутствием у государственного органа-продавца правоустанавливающих документов, предусмотренных нормативными актами Кыргызской Республики,[3] необходимых для перерегистрации этих имуществ. Это, в свою очередь, дает полное право для регистрирующих органов отказать в регистрации сделок с Национализированными объектами.

Реализация земельных участков

Иностранным инвесторам необходимо помнить, что иностранные лица, как известно, ограничены в правах собственности на земельные участки.[4]

Отдельных слов заслуживает реализация земельных участков и других объектов рекреации на Ыссыккуле. Согласно Закону  Кыргызской Республики от 13 августа 2004 года N 115 «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль», иностранным лицам предоставление и передача в собственность объектов рекреации, инфраструктуры туризма не допускаются. Иностранным лицам могут предоставляться на правах срочного пользования объекты рекреации и инфраструктуры туризма Правительством Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики сроком не более 49 лет.

Декреты Временного правительства могли быть «легализованы» на референдуме 27 июня 2010 года, если бы авторы Конституции внесли положение об обязательной юридической силе декретов, как это было сделано с Декретом №2 Временного правительства «О расформировании Конституционного суда».[5]

Другим методом «легализации» декретов считаем внесение в систему права Кыргызской Республики декретов Временного правительства путем принятия закона Жогорку Кенешом Кыргызской Республики и внесения соответствующих изменений в вышеназванные нормативно-правовые акты.

Все вышеназванные юридические аспекты, скорее всего, негативно повлияют на рентабельность Национализированных объектов. Юридические консультанты, скорее всего, по итогам проведения юридической экспертизы (due diligence) дадут негативное заключение по покупке Национализированных объектов в случае, если вышеуказанные коллизии не будут разрешены.

Руслан Абдыкеримов

Юридический советник CAFMI

Бишкек, Март 7, 2011.


[1] Все нормативно-правовые акты, приведенные в настоящей статье, не противоречат действующей Конституции, и имеют юридическую силу, как предусмотрено ст. 1.5 Закона Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года «О введении в действие  Конституции Кыргызской Республики»

[2] Статьи 37, 38 Закона Кыргызской Республики от 24 июля 2009 года N 251 «О рынке ценных бумаг»

[3] Практическое руководство по государственной регистрации прав и обременений (ограничений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено приказом Госрегистра КР от 27 июля 2005 года N 107), Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики (утверждены постановлением Правительства КР от 15 февраля 2003 года N 65), Авиационные правила КР АПКР-7 «Регистрация гражданских воздушных судов» (утверждены приказом Минтранскоммуникаций КР от 24 января 2008 года N 14)

[4] Иностранным лицам, иностранным юридическим лицам земельные участки в черте населенного пункта (городов, поселков, сельских населенных пунктов) могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования или передаваться в собственность в случае кредитования ими ипотечного жилищного строительства в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О залоге». Иностранным лицам земельные участки вне населенных пунктов, за исключением сельскохозяйственных угодий, могут предоставляться на правах срочного (временного) пользования Правительством Кыргызской Республики.

[5] Статья 1.10 Закона Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года «О введении в действие  Конституции Кыргызской Республики»

NO COMMENTS

Leave a Reply