Национальный Банк Кыргызской Республики инициировал внесение в Гражданский Кодекс изменений, обязывающих юридические лица и индивидуальных предпринимателей осуществлять расчеты только в безналичной форме расчетов. Данная мера, согласно анализу CAFMI, вызовет ряд негативных последствий, таких как дополнительные операционные издержки субъектов предпринимательства, а также их принудительная зависимость от коммерческих банков.

ОБОСНОВАНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Гражданский кодекс Кыргызской Республики», инициированный Национальным Банком КР, предусматривает изменение пунктов статьи 776, в частности пункт 2:  расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся только в безналичном порядке, если иное не установлено законом.

В анализе регулятивного воздействия законопроекта, инициаторы отмечают, что «рыночные механизмы не способны гарантировать в полной мере увеличение безналичных расчетов, ввиду того, что в настоящее время бизнес-сообществу все еще выгодно использовать для расчетов наличные средства, при этом продолжается уклонение от налогов, отсутствует прозрачность движения средств, остается высоким уровень теневой экономики».

Согласно логике инициаторов, рост уровня теневой экономики происходит «в связи с отсутствием запрета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять расчеты наличными денежными средствами».

Также, инициативу о принудительном привлечении к безналичному расчету оправдывают тем, что существует проблема «в психологии населения», которое покупает продукцию на всевозможных рынках, а также то, что «инкассация магазинам обходится гораздо дешевле, чем установка терминального оборудования».

Далее сказано о том, что ограниченность кредитных возможностей финансового сектора возникает из-за недостаточности денежных ресурсов, находящихся в банковской системе. Также сообщается о том, что отсутствие бухгалтерского учета в привязке к проведению расчётов через банк у индивидуального предпринимателя является одной из основных проблем, требующих решения.

В последующем, инициаторы желают обязать хозяйствующие субъекты и население оплачивать за товары и услуги (коммунальные, транспортные, услуги связи и т.д.) с расчетного счета в банке. Оказалось, что каждый налогоплательщик должен открыть банковский счет и оплачивать налоговые платежи только через эти счета, независимо от того, крупный это налогоплательщик или предприниматель, работающий на патентной основе.

ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ

Казалось бы, что нет разницы между тем, что предлагает НБКР, разве что слово «только» вместо «как правило». Существующий Гражданский Кодекс предусматривает: «Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с  участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся как правило в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом». Соответственно, если ранее был выбор в зависимости от удобства и приемлемости, то сейчас для всех будет действовать одно правило – система безналичных расчетов.

Если предпринимателю все еще выгодно использовать для расчетов наличные средства, это означает, что существует ряд других переходных препятствий. В этом случае уклонение от налогов или отсутствие прозрачности движения средств не являются главными причинами. Зачастую наличный расчет для предпринимателей является более выгодным, потому что повышается скорость взаиморасчетов, мобильность, а также минимизируются транзакционные расходы. Соответственно, операционные издержки минимальны и стоимость товаров и услуг являются приемлемыми для потребителей.

Также, недопустимым в современном рыночном обществе является государственное вмешательство в экономические отношения граждан через призму «запретить» и «наказать». Напротив, государство должно поддержать приемлемые и удобные условия для введения бизнеса, осуществляя дебюрократизацию и либерализацию. Обоснования, вроде «отсутствие запрета осуществлять расчеты наличными денежными средствами приводит к росту теневой экономики», также неверны, поскольку первопричиной образования теневой экономики являются бюрократизированность и высокие налоговые ставки, соответственно и коррумпированность экономической системы.

Попытка вертикального изменения «психологии населения», как это определили инициаторы, которое закупается на базарах безналичным способом, а не в больших магазинах, где существуют ПОС-терминалы, также беспрецедентна и деструктивна. Для простого населения крайне важна стоимость товара — чем он дешевле, тем больше растет покупательская способность народа. То, что «инкассация магазинам обходится гораздо дешевле, чем установка терминального оборудования» служит контраргументом для самих инициаторов, которые это указали в качестве своего аргумента, поскольку все мы должны исходить из желания создать благоприятный бизнес-климат.

В этой инициативе проскальзывает коммерческий интерес банков, которые смогут накапливать свои кредитные возможности, зарабатывать на комиссиях за трансакции и обналичивание денег. Тем не менее, инициатива пагубна для рядовых предпринимателей и юридических лиц, поскольку она бюрократизирует и замедляет бизнес-процессы. Таким образом, принуждение юридических лиц и предпринимателей использовать только безналичный способ расчета служит только в интересах банковского сектора, но никак не рядовых предпринимателей – государство, в этом случае, насильственно отбирает доходы одних и передает их другим участникам рынка, что непозволительно для открытой рыночной экономики.

Дальнейшие планы инициаторов по принуждению предпринимателей, работающих на патентной основе также губительны, поскольку привязка бухгалтерского учета к проведению расчетов через банк преждевременна. Большинство малых предпринимателей не имеют возможности нанимать отдельных бухгалтеров для учета денежных средств и проведения трансакций. Абсолютно преждевременным выглядят и желания инициаторов обязать хозяйствующие субъекты и население в целом оплачивать за товары и услуги с расчетного счета в банке.

ВЫВОДЫ

Предлагаемая мера является ограничением экономической свободы и выбора предпринимателей. Неясен механизм и методы реализации предлагаемой меры. Она является негативной тенденцией к усилению регулирующих функций Нацбанка КР и приведет к обратному отрицательному результату.

Переход на безналичный расчет должен происходить естественным добровольным образом с параллельным развитием уровня банковского сервиса и сети.  В условиях, когда предпринимателям станет выгодно и удобно производить расчеты в безналичной форме, переход на такую форму расчета произойдет самостоятельно без постороннего принуждения Нацбанка КР.

CAFMI, 1 сентября 2011 года

Бишкек, Кыргызстан

NO COMMENTS

Leave a Reply