Ни одна страна не может производить все то, что потребляет, поэтому необходимо перенять опыт тех государств, которые смогли получить максимальные блага. Результаты исследований показывают то неочевидное благо, в котором торговая взаимозависимость между странами ведет к миру и согласию.
Однако Кыргызстан сам строит барьеры в сфере торговли, создающие проблемы в свободном передвижении товаров. А это вредит созданию богатства, повышая цены на продукты и ухудшая уровень жизни населения. Речь идет об импортных квотах, о тарифах и высоких административных барьерах. Длительное время простоя автомашин на пограничных пропускных пунктах увеличивает экономические потери.

По результатам исследования Ассоциации перевозчиков КР установлено, что водители тратят 49 минут на посту пограничного контроля, таможенного контроля — 73 минуты, весогабаритного контроля — 31, транспортной инспекции — 7 минут. Значительные барьеры создает обилие контролирующих органов, дублирующих функции друг друга: пограничная, таможенная, ветеринарная, санитарная, экологическая, миграционная, автомобильная, транспортная службы, “Кыргызинтранс”, СЭЗ. Отсутствие координации между ними, неэффективность их действий также наводят на мысль, что необходимо сократить количество контролирующих органов, документов и процедур по экспорту/импорту.

Повторяя модели таких торговых центров, как Гонконг, Сингапур и Дубай, Кыргызстан стремится стать центром торговли в регионе. Для этого были сделаны первичные шаги, когда Кыргызстан вступил в ВТО, СНГ и ЕврАзЭС, что дало возможность открыть самый большой рынок в Центральной Азии — “Дордой”, а также Кара–Суйский и специализированные базары (текстиля, сельхозпродукции). Несмотря на это, перед республикой стоит острый вопрос дальнейшей либерализации торговли с тем, чтобы преодолеть новые препятствия и, наконец, действительно продвинуть уровень жизни своих граждан и осуществить мирное сосуществование в регионе.

Следует посмотреть на опыт таких стран, как Сингапур, Гонконг, Эстония и Грузия (в этом же направлении движется Монголия), в которых средняя таможенная пошлина составляет 0 процентов против кыргызстанских 11. В Сингапуре и Гонконге торговый оборот составляет 314 и 323 процента ВВП соответственно. Свободная торговля является главным условием улучшения уровня и качества жизни в этих странах.

Кыргызстан должен также взять курс на свободную торговлю. Один из первых шагов в этом направлении — в одностороннем порядке минимизировать все тарифы и квоты, желательно свести их к минимуму. Требуется сократить количество проверяющих органов, объединив (например, ветеринарный, санитарный и экологический контроль) и систематизировав их. Крайне важна оптимизация в вопросах сертификации. Вместо предоставления сертификата о происхождении и качества (а он в наших условиях не гарантирует качества товара) нужно разрешить импорт и экспорт товаров, имеющих разрешение на ввоз в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В техническом плане необходимо также обратить внимание на радикальное обновление, принять на службу профессионалов, имеющих высокую квалификацию и обладающих знанием таможенного законодательства и процедур. И еще автоматизировать таможенную службу. Это создаст новые возможности для пополнения доходной части бюджета, ускорит прохождение процедур таможенного оформления, усилит достоверность статистики, повысит эффективность борьбы с контрабандой.
После одностороннего устранения всех торговых барьеров Кыргызстан реализует многие задачи. Это удешевление, например, автомобилей, машинного оборудования, текстильной продукции на 15 процентов, что улучшит жизненный уровень населения. А также уменьшит издержки производства для бизнесменов, зависимых от импорта, в особенности в швейной, строительной и медицинской индустриях. Сократится время при заполнении документов, минимизируются элементы коррупции на таможне, снизятся затраты за счет административной эффективности.

Профессор экономики Колумбийского университета Жагдыш Бхагвати отмечает, что экономический бум в Гонконге и Сингапуре произошел именно за счет полного освобождения торговли от всяких ограничений. Кыргызстан имеет все шансы оказаться в их числе, поскольку страна приобретает больше, чем теряет в случае искоренения всех барьеров в торговле.

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ,
исполнительный директор Центральноазиатского института свободного рынка.
http://members.vb.kg/2010/12/21/torg/3.html

NO COMMENTS

Leave a Reply