«В Кыргызстане планируется ввести лицензирование легковых такси», — заявил 24 сентября 2010 года министр транспорта и коммуникаций КР Эркин Исаков.

Господин Исаков аргументирует свое предложение тем, что «легковые такси не могут обеспечить безопасные пассажироперевозки».

Министр транспорта утверждает, что существует проблема обеспечения безопасности пассажиров такси, и введение лицензии является самым эффективным решением.

ЛОГИКА ИНИЦИАТИВЫ

Реформы требуют измеримых показателей состояния проблемы, от которых и отталкиваются при введении нововведений, а также используют для оценки успешности реформ. Однако, заявление, сделанное выше министром транспорта не подкрепляется конкретными цифрами. На наш запрос в МВД КР и Министерство транспорта и коммуникаций КР о предоставлении данных о количестве и объеме преступлений, совершенных таксистами в отношении пассажиров, мы получили ответ об отсутствии подобной статистики. Оказалось, что преступления в отношении пассажиров классифицируются как  грабеж, что включает в себя ряд других преступлений.

В то же время, нельзя заявлять о полном отсутствии подобных случаев – они есть, имеют место. Однако, в условиях отсутствия конкретных цифр, мы не можем судить об их объеме и актуальности. Поэтому, зададимся другим вопросом — лучшим ли методом является лицензирование деятельности для решения данной проблемы? Станет ли более безопасным передвижение по легковым такси в стране?

Богатый опыт чиновников Кыргызстана, которые занимаются лицензированием, доказывает обратное – лицензирование отрасли приводит к появлению бюрократических проволочек и их побочных эффектов, коррупции и дополнительным издержкам для предпринимателей и клиентов. Лицензию в отношении легковых такси, скорее всего купят те авторизованные службы такси, которые итак предоставляют безопасный проезд.

В то же время, водители такси, не аффилированные со службами, продолжат свою работу без лицензий, без патентов, а также возможно без шашек на такси. На то есть свои причины, которые описаны абзацом выше, а также, потому что создаются вредные стимулы для обеих сторон – лучше спрятать шашки, но перевозить пассажиров – так, водитель получает больше дохода, в то время как пассажир платит меньше. Таким образом, улицы Бишкека и ряда других городов Кыргызстана напомнят Алматы и Ташкент – там, где таксистом является почти каждый водитель «в тени», но поступления в государственный бюджет минимальны.

Напоследок, хотелось бы объяснить суть лицензий.

Лицензирование — это процесс выдачи специального разрешения на введение определенной деятельности, в то время как оно не направлено на повышение уровня безопасности. Более того, страны, которые достигли значительных экономических успехов, добились этого, благодаря максимальному сокращению количества лицензий и разрешительных документов на введение бизнеса, что усилило предпринимательскую и инвестиционную активность.

Для лучшего обеспечения безопасности пассажиров, а также водителей такси необходимы другие действия, в частности, повышение эффективности работы правохранительных органов посредством их тотальной реформы. Лучшим примером подобных реформ является реформа МВД в Грузии, где за последние годы не зафиксированы случаи угона автомашин, а также наблюдается существенное сокращение количества совершаемых преступлений.

CAFMI, Бишкек, Кыргызстан.

14 октября 2010 года.

NO COMMENTS

Leave a Reply