На сегодняшний день внешний долг Кыргызстана составляет 3 млрд. 325 млн. долларов США. Это более 1 тыс. долларов США на каждого трудоспособного гражданина. На обслуживание внешнего долга уходит более 10% от всех расходов бюджета, или 13% налоговых доходов бюджета республики. С годами эти цифры будут расти.

Рассмотрим в данной статье следующие вопросы:

  • Имеет ли Правительство моральное право прибегать к внешним займам?
  • Какие негативные последствия мы имеем от внешней помощи?
  • Нужна ли нам внешняя помощь?

Правительство не имеет морального права брать внешние займы, так как все эти займы ложатся бременем на налогоплательщиков. Займы, по сути, являются налогами на настоящие и будущие заработки налогоплательщиков. Если Правительство по своей воле сегодня берет займы, означает, что мы будем отдавать в будущем часть своих доходов для выплаты полученных средств. Возникает риторический вопрос: Почему мы должны расплачиваться по долгам, которые не брали?

Внешние займы крайне неэффективно используются, так как нет эффективного механизма контроля и ответственности за расходования кредитов. Возможность получения внешней помощи лишает Правительства стимула реформировать госуправление. Власти легче ничего не менять, сохраняя свои полномочия, а экономические показатели негативными для оправдания получаемых кредитов. Если лишить Правительство возможности использовать внешнюю помощь, оно будет вынуждено либерализовать экономику, сократив свои полномочия. Экономика может быстро расти только в условиях свободного рынка и свободного предпринимательства, что подразумевает выполнелнение четких и ограниченных функций Правительством. Отсутствие излишнего вмешательства государства в экономическую деятельность частных предпринимателей приводит к отсутствию барьеров для бизнеса, то есть коррупционных механизмов.

Отказ от внешней помощи будет означать отказ от дефицита бюджета как главного довода необходимости внешней помощи. Мы определим сбалансированный бюджет и начнем жить по средствам. Правительство будет вынуждено сокращать ненужные расходы, в том числе раздутые расходы на госаппарат, для сохранения обязательств по социальным выплатам.

К сожалению, в Кыргызстане даже на законодательном уровне нет лимита внешней помощи как во многих странах. Если бы Правительство получило крайне невыгодный российский кредит, в 2009 году внешний долг Кыргызстана составил бы 4.5 млрд. долларов США, или 100% к ВВП.

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка, одного из основных доноров Кыргызстана. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовый внутренний продукт уменьшился, в 17-ти — рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х — умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.

На основании этих подсчетов, Heritage Foundation резюмировал:

«Стратегия Всемирного Банка априори неправильна. Сами по себе кредиты не способны эффективно поддерживать экономический рост и уменьшение уровня бедности. Эти задачи могут решить только обеспечение экономической свободы и верховенства закона».

NO COMMENTS

Leave a Reply