Полиси-бриф по результатам анализа деятельности игорных заведений. Игорная деятельность в стране подверглась значительному ограничению год когда 1 января 2012 года вступил в силу новый закон.

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

29 января 2013 года президент КР Алмазбек Атамбаев возразил относительно принятого Жогорку Кенешем закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике» и возвратил его ввиду определенных обстоятельств, которые ниже будут более подробно рассмотрены.

Игорная деятельность в стране подверглась значительному ограничению год назад, когда 1 января 2012 года вступил в силу закон КР «О запрете игорной деятельности на территории Кыргызской Республики». Но данный запрет, как гласит статья 3 закона, «не распространяется на такие игорные заведения, как тотализатор и букмекерская контора». Поэтому деятельность данных объектов должна была регулироваться отдельным законом.

В конце 2012 года, а именно 13 декабря, этот закон принят народными избранниками. Целью закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике» является правовое регулирование деятельности данных заведений в стране.

Но на последнем этапе утверждения закона, когда необходима подпись президента, Алмазбек Атамбаев вернул закон обратно на пересмотр.

Возникает логичный вопрос: «Почему президент, изначально подписавший закон, в котором разрешалась деятельность букмекерских контор и тотализаторов, через год меняет свою позицию, желая запретить эти заведения?».

ВОЗРАЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ

Обоснование президента КР строится скорее на предположениях, нежели на твердых подсчетах, проделанной аналитической работе, изучении вопроса с разных его аспектов, в том числе и экономического.

Наглядно это подтверждает количество употребленного глагола «может» (в справке обоснования): «может принести негативные социальные последствия», игрок «может подвергнуться риску финансовых потерь», у него «может постепенно развиться игровая зависимость», игровая зависимость граждан «может ухудшить экономическое положение их семей».

Справка обоснования

Текст обоснования возражения президента Алмазбека Атамбаева относительно принятого Жогорку Кенешем закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике».

Принимая во внимание конституционные принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, защиты нравственности и здоровья населения, Президент возвратил Закон в Жогорку Кенеш с возражениями ввиду следующих обстоятельств:Букмекерская контора и бюро тотализатора относятся к игорному заведению, в котором принимаются ставки на пари, т.е. основанное на риске и заключенном между участниками соглашении о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Но, несмотря, на то, что деятельность букмекерских контор и тотализаторов предлагалось ограничить организацией пари только на спортивный результат, их деятельность может принести негативные социальные последствия для граждан, оказать пагубное влияние на нравственное развитие человека, привести к снижению уровня социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

При неверном анализе и прогнозировании вероятность события, в отношении которого заключено пари, игрок может подвергнуться риску финансовых потерь, следовательно, в попытках восстановить эти потери у него может постепенно развиться игровая зависимость. В условиях распространенной бедности и низкой социальной ответственности игровая зависимость некоторых граждан может еще больше ухудшить экономическое положение их семей.

В связи с этим, предлагаемый запрет деятельности букмекерских контор и тотализаторов может быть ограничен временными рамками до того периода, когда сознательность граждан достигнет понимания, что участие в каких-либо пари должно быть в пределах разумного, без ущерба нравственным и семейным ценностям и соразмерным уровню своего благосостояния, а общество в целом будет готово к положительному восприятию такого рода деятельности.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании у граждан чувства собственного достоинства, основанного на созидательном труде и свободе от низменных пристрастий, и какие-либо реальные или предполагаемые материальные выгоды либо издержки не могут и не должны препятствовать этой цели.

Учитывая эти обстоятельства, действующий запрет игорной деятельности, установленный Законом «О запрете игорной деятельности в Кыргызской Республике», также должен распространяться и в отношении букмекерских контор и тотализаторов в Кыргызской Республике.

Данные из официального сайта президента Кыргызской Республики

СОСТОЯНИЕ БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР И ТОТАЛИЗАТОРОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Согласно данным Государственной налоговой службы при Правительстве КР, по состоянию на 1 октября 2012 года по республике количество букмекерских контор составляло 11, в них пунктов приема ставок 39. В 2011 году объем уплаченных ими налогов составил всего 1 540 100 сомов.

Из-за недостаточности у необходимых данных ГНС, специалистами под руководством депутата Д. Бекешева был проведен опрос среди владельцев и директоров самых популярных букмекерских контор (среди которых «Bigbet», «Тенниси», «Winner Sport»). Согласно результатам опроса, количество пунктов приема ставок составил 79 штук по стране, что на 40 пунктов больше, чем сообщает ГНС. В стране также действует множество тотализаторов, расположенных в малых и крупных городах страны.

Один пункт приема платежей в среднем уплачивает налогов на сумму 1 625 сомов в месяц при среднемесячном обороте более 82 000 сомов.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Существующие проблемы, связанные с деятельностью букмекерских контор и тотализаторов, делятся на две группы:

1) Негативное воздействие заведений на общество:

  • a) Одним из серьезных негативных воздействий игровой индустрии является лудомания, встречающаяся в обществе Кыргызстана.[1]
  • b) Также одной из проблем является вовлеченность несовершеннолетних в данные заведения, что противоречит законодательству страны.

2) Проблемы государственного контроля и администрирования данных заведений:

  • a) Наличие части букмекерских контор и тотализаторов в теневой экономике. Сегодня сложилась ситуация, когда заведение, находясь «в тени», получает больше выгоды, нежели работая открыто. Более того, нахождение данных заведений в теневой экономике (через ведение двойной бухгалтерии и другие механизмы), во-первых, доступно, во-вторых, проще и выгоднее прозрачной деятельности.
  • b) Сложность налогового администрирования. Букмекерские конторы и тотализаторы относятся к субъектам предпринимательской деятельности, объемы доходов которых с трудом поддаются оценке и контролю. При этом, деятельность данных заведений практически никаким нормативным правовым актом не регулируется и не контролируется.

Сегодня относительно данных заведений действует общий режим налогообложения, включающий в себя 8 различных видов налогов, которые заведения должны выплачивать. В итоге налицо потери государственного бюджета из-за неполноты налоговых отчислений данных заведений.

ВАРИАНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР И ТОТАЛИЗАТОРОВ

Для оценки наиболее эффективной государственной политики и сравнения подходов необходимо рассмотрение нескольких альтернатив действий государства. По результатам проведенного анализа можно рассмотреть следующие возможные сценарии политики:

  1. Оставить все как есть (при сегодняшнем уровне администрирования);
  2. Запретить деятельность букмекерских контор и тотализаторов;
  3. Улучшить систему администрирования и ввести режим обязательного патентирования.

Сценарий 1: Сохранение ситуации

При сохранении существующей ситуации останутся нерешенными существующие проблемы данной сферы, обозначенные выше. Государственная казна продолжит недополучать налоговые средства из-за сложности режима налогообложения и нахождения части заведений в теневой экономике.

Сценарий 2: Запрет деятельности букмекерских контор и тотализаторов

При запрете деятельности букмекерских контор и тотализаторов ожидаемы следующие последствия.

  • Уход в подполье и криминализация

Полный запрет букмекерских контор и тотализаторов не приведет к решению проблемы, обозначенной президентом, поскольку, учитывая опыт других стран и опыт запрета казино в нашей стране, можно с уверенностью утверждать, что часть букмекеров и тотализаторов продолжит свою деятельность в нелегальной подпольной форме. На практике мы видим беспомощность государства в полном запрете казино. Так в прошлом году говорилось около 30 подпольных казино в Бишкеке.

Даже по результатам опроса населения 77% были убеждены в том, что после запрета деятельность игорных заведений не прекратится. Лишь 8% населения верит в прекращение деятельности заведений. Также почти половина (48%) играющих в азартные игры собираются продолжить нелегально играть после запрета. Большинство тех, кто собираются продолжить играть (73%) предпочтут подпольные игорные заведения.

Мнение экспертов (80%) также едино в том, что запрет деятельности заведений в реалиях Кыргызстана не может быть реализован в полной мере. Масштабы деятельности сократятся, но перейдут в нелегальное поле. К тому же чиновники, правоохранительные органы получат дополнительную возможность  требовать и получать взятки от владельцев игорных заведений. Налицо коррупционный потенциал.

Зачастую нелегальный рынок сопровождается развитием криминальных структур, которые оказывают влияние и берут под контроль большую часть таких заведений. Это повлечет  увеличение доходов криминальных структур. Также в сферу влияния и контроля на практике подключаются государственные органы, что чревато ростом коррупции. При развитии такой ситуации меры по борьбе с коррупцией становятся бесполезными.

Говоря о последствиях в виде роста теневой экономики и криминализации, нельзя забывать о существующей теневой деятельности букмекеров и тотализаторов. Приведенные выше расхождения данных опроса с данными ГНС – прямое тому доказательство. Сегодня существование «теневой» деятельности в данных заведениях вызвано двумя главными причинами — объективным конфликтом интересов между государством и владельцами букмекеров, а также искусственно созданной ситуацией, при которой присваивать доходы нелегальным способом проще и выгоднее, нежели легальным.

Сегодня на данные заведения распространено общее налогообложение. Что это значит? Сравним два заведения. Букмекерская контора «А» при честном ведении бизнеса вынуждена платить до 8 видов налогов (налог с продаж, налог на прибыль, НДС, подоходный налог и прочие). Заинтересована ли контора платить столько налогов, когда другая букмекерская контора «Б» успешно уклоняется от уплаты всех налогов, имея больше чистой прибыли?

А механизмов уклонения у букмекерской конторы «Б», как и любой другой, предостаточно. Вот одни из наиболее распространенных:

  • Букмекерская контора «Б» не регистрирует на бумаге коммерческие договора или просто искажает их содержание;
  • Букмекерская контора «Б» искусственно завышает расходы на покупки мифических товаров и услуг, которые снижают налогооблагаемую базу для налога на прибыль;
  • Букмекерская контора «Б» искусственно занижает стоимость любого товара и услуги при реализации, что снижает налогооблагаемую базу для НДС и налога с продаж.

Что выберет букмекерская контора «А», глядя на «успехи» своего конкурента, вполне предсказуемо.

В итоге создается патовая ситуация: при запрете данных заведений неминуем уход в подполье и рост криминала, при продолжении сегодняшнего принципа администрирования букмекерских контор и тотализаторов выгод государству достается мало. Однозначно нужен третий путь.

  • Ущерб экономике и госбюджету

Один пункт приема платежей в среднем уплачивает налогов на сумму 1 625 сомов в месяц при среднемесячном обороте более 82 000 сомов. Анализ показал, что в месяц все букмекеры Кыргызстана должны выплачивать примерно 301 тыс. сом в виде налогов, что в год составляет около 3,6 млн. сомов.

Это вдвое больше, чем говорят официальные источники информации в виде ГНС. Нельзя также забывать теневой оборот данных заведений, при учете которого сегодняшний вклад в казну мог бы увеличиться.

При запрете заведений поступления в итак уже дефицитный государственный бюджет значительно уменьшатся. Следует еще учитывать сегодняшний экономический вклад заведений, влияющий на развитие других отраслей экономики. Более того, если сегодня государственная казна хоть немного пополняется налоговыми поступлениями от данных заведений, завтра при одобрении запрета и уходе большинства в подполье поступления прекратятся вовсе.

  • Потеря рабочих мест

В букмекерские конторы и тотализаторы напрямую и косвенно вовлечены работники. Напрямую вовлечены те, которые непосредственно работают в этих заведениях (административный и обслуживающий персонал). Косвенно вовлечены люди, которые работают в обслуживающих отраслях.

Так косвенно получают свою прибыль такси, продажа продуктов питания, продажа алкогольной продукции, охранная сигнализация, строители и т.п.

Каждая букмекерская контора и тотализатор вовлекает значительное количество работников как косвенно, так и напрямую. Тем самым, запрет повлияет на потерю рабочих мест прямо вовлеченных работников и снижение материальных доходов всех работников, косвенно задействованных в систему.

Сценарий 3: Улучшение системы администрирования и введение режима обязательного патентирования

Конечно, можно просто взять и запретить то, что кажется пагубным. Но тогда, руководствуясь той же логикой, нужно издать закон о запрете алкоголя, табачных изделий и т.д. Этого никто не делает и вряд ли сделает. Последствия таких действий обходятся государству гораздо дороже. Нужны более объективные решения, которые представлены ниже.

Многолетние наблюдения выявили, что в отсутствии соблазна игорных заведений лудоманы приобретают другие пагубные зависимости, такие как зависимость к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм, другим азартным играм и т.д. Таким образом, прекращение деятельности букмекеров и тотализаторов приведет лишь к изменению типа пристрастия лудоманов, но не к решению социальных проблем.

В развитых странах широко применяется практика, когда заведения составляют  списки лудоманов и запрещают вход лицам, оказавшимся в этих списках. Так как заведения не заинтересованы в росте лудоманов и ухудшении имиджа игорной деятельности.

Самый оптимальный путь совершенствования налогового администрирования, которое имеет возможность решить проблемы нахождения части заведений в тени, улучшить собираемость налогов – это перевод заведений с режима общего налогообложения на обязательное патентирование.

Допустим, стоимость патента будет составлять 15 000 сомов в месяц за 1 пункт приема платежей. В этом случае, государственный бюджет за один год получит только от букмекерских контор в виде налоговых отчислений от обязательного патента и подоходного налога  не менее 14 883 600 сомов (из расчета 79 пунктов приема платежей).

Введение обязательного патентирования окажет положительный эффект на выход из тени вчерашних налоговых «неплательщиков», улучшит администрирование налогов и увеличит поступления в госбюджет. Также это упростит работу самих заведений, сократив их издержки. Ведь отпадет необходимость ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовых документов в фискальные органы страны. С оплаченным патентом предпринимателю будет легче работать с проверяющими органами. Меньше проверяющих органов – снижается коррупция.

Данный подход является проверенным на опыте. К примеру, начиная с 1 июля 2012 года, в Кыргызстане деятельность ломбардов была переведена на специальный режим налогообложения на основе обязательного патента. В результате налоговые поступления в казну за 10 месяцев 2012 года выросли на 79%  по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт многих стран показывает, как можно рационально и взвешенно использовать имеющиеся возможности и превращать их в доходоприносящие отрасли с минимальным социальным и экономическим ущербом. В ряде таких стран, являющихся мировыми «игровыми» центрами, стоят Германия, США, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Франция и другие.

Как показал анализ, Кыргызстану необходим третий вариант политики относительно букмекерских контор и тотализаторов. Данная политика, основанная на оптимизации налогообложения и применения практик международного опыта, принесет наибольшие социально-экономические плоды, нежели остальные два варианта политики.

CAFMI, 11 февраля 2013 г.

Бишкек, Кыргызстан

Использованные источники:


[1] Лудомания – это патологическая склонность к азартным играм, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

NO COMMENTS

Leave a Reply