1 Спикер Жогорку Кенеша Ахмат Кельдибеков сообщил, что имеет видеозапись о воровстве $80 млн. из банковских ячеек. Как вы думаете, последует ли за преступлением наказание?

2 «Криминализация общества — последствие действующего института прописки», — заявила глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. Причина — тотальная коммерциализация госаппарата. Услуги, заявленные бесплатными, таковыми не являются. Власти отдали их на откуп чиновникам. И государственные институты требуют за каждую бумажку деньги». Ваше мнение?

3 Сотрудники ГУБДД должны накладывать большой штраф на нарушителей правил дорожного движения с госномерами серии KG, а также публиковать их имена в СМИ, — считает депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев. Разделяете ли вы мнение парламентария? И кто, по-вашему, из участников дорожного движения может иметь привилегии на дороге?

Исхак МАСАЛИЕВ, председатель Центрального комитета партии Коммунистов Кыргызстана

1 Думаю, не последует. Если бы этот факт был достоверным, как честный гражданин, А. Кельдибеков давно должен был передать эту запись правоохранительным органам. Мне кажется, основания для заявления есть, но недостаточна доказательная база. Поэтому последствий не будет. Скорее всего, последствия будут выражаться в переговорах определённых политических сил для достижения какого-то консенсуса по каким-то вопросам.

2 Я не вижу причинно-следственной связи между институтом прописки и криминалом. Причины криминализации я вижу в низком уровне жизни граждан, отсутствии перспективы и работы. Вот это причина. Конечно, во всем вина государства в лице правительства. И не важно, какая фамилия стоит во главе правительства, но виновато всегда правительство. Виновата вся система. Те детали, о которых говорит глава правовой клиники «Адилет» являются последствием. Общество живёт не так, как хотелось бы. Бери больше, кидай дальше — психология, породившая, как раковая опухоль, все органы госвласти.

3 Привилегии может иметь карета Скорой помощи, сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебного задания и, раз президенты привыкли, пусть и они имеют. Но их тоже надо ограничивать. На сегодняшний день половина депутатов ездит на собственных машинах с номерами серии KG. Попробуй накажи его! Это заявление, наверное, носит больше популистский характер. Кто его поддержит-то? В каком законе написано наказывать госчиновника или наоборот? Хотя сама идея очень привлекательна для слушателя. Идея бьёт по уху простому обывателю и бросается в глаза. Никаких последствий не будет. Я помню, депутаты фракции «Ата Мекен» говорили, что откажутся от машин, квартир и т.д. Мне кажется, никто не отказался. Не всем заявлениям надо верить. Сотрудники милиции боятся номеров KG. Если бы им дали возможность штрафовать, то они с удовольствием делали бы это. Но они боятся, потому что завтра же начнут вызвать министра и кричать: «Почему вы трогаете машины, когда я торопился на встречу с избирателями». Думаю, у депутатов должна быть внутренняя культура.

Кабай КАРАБЕКОВ, экс-депутат Жогорку Кенеша

1 В первом вопросе речь идет о трех видах преступления: хищение $80 млн., сокрытие улик и соучастие в хищении. Предположим, что $80 млн. похищены. Второе лицо в государстве имеет на руках прямое тому доказательство, но не спешит передавать улики в соответствующие органы и не хочет или не может сделать так, чтобы видеозапись увидели все кыргызстанцы. Если так, то действия спикера можно классифицировать как преднамеренное сокрытие улик особо тяжкого преступления. Получается, что нынешнее руководство Кыргызстана в лице спикера уже покрывает лиц, замешанных в воровстве. Насколько известно, никакой реакции правоохранительных органов на нашумевшее заявление А. Кельдибекова не было, по крайней мере, публично. Исходя из имеющейся информации «о воровстве века» можно сделать следующий вывод: общество не дождется от нынешней власти тех шагов, которые должны были последовать. Это означает, что десятки миллионов долларов никогда не всплывут, их распилят те, кто имел отношение к предполагаемому хищению денежных средств в апреле прошлого года, и те, кто сегодня покрывает преступников.

2 Проблема криминализации общества заключается отнюдь не в действующем институте прописки. Доказательство тому — 70 лет Советской власти. При ней преступность была, но ее не возводили в ранг государственной политики. Отмена института прописки, на мой взгляд, — вопрос времени. Ведь это один из основополагающих камней в фундаменте демократии. Чем дальше Кыргызстан будет продвигаться в вопросах демократизации, тем меньшее влияние на личность будут иметь государственные органы. Но это предмет дискуссии для законодателей и общественности; и проблема, которую должны решать парламент и гражданское общество. Корень криминализации общества кроется в системе госуправления. В Кыргызстане создана неплохая законодательная база, как минимум, она не самая худшая в СНГ. Другое дело — как законодательная база работает на практике. Законы у нас повсеместно игнорируются, их вынуждены исполнять лишь рядовые граждане страны. Неотвратимость наказания висит только над теми, кто не в состоянии откупиться или воспользоваться услугами высокопоставленных родственников. Т.е. нормы, законы у нас выступают в виде своеобразного лота на торгах: чем больше виновный или безвинный может заплатить органам правосудия и чиновникам, тем вольготнее и безопаснее он себя чувствует. В Кыргызстане сегодня невозможно получить работу, если у тебя нет «крыши». Это факты, с которыми никто, в том числе и первые лица государства, уже и не спорят. Другой момент. Подобная анархия и вседозволенность в нашей общей истории царила в прошлом веке — после революции 1917 года. Возьмем, к примеру, кадровый скандал с «Кыргызнефтегазом». Государство в лице правительства не в состоянии сменить руководителя предприятия. И проблема не в том, кто из них лучше или хуже. Дело в том, что эта кадровая рокировка, на первый и второй взгляды, совершенно рядовая, на весь свет показывает беспомощность нынешней власти. О какой системе госуправления, о какой законодательной базе можно говорить, если весь состав правительства, мягко говоря, совершенно спокойно посылает на три буквы начальник даже не областного уровня? О каких успехах в работе правоохранительных органов может отчитываться руководство МВД, если их починенных возле Дома правительства и здания парламента избивает кучка пьяных хулиганов? Это даже уже и не казацкая вольница, не революционная анархия, а полная недееспособность госорганов. Здесь и кроются основные причины криминализации общества.

3 Привилегии на дорогах, безусловно, должны иметь машины Скорой помощи и пожарной службы. Все остальные должны соблюдать правила дорожного движения. В последнее время столичные дороги стали зоной риска. В Бишкеке водители носятся, как на гонках «Формулы-1». Многие попросту не знают элементарных правил дорожного движения. Недавно вечером был свидетелем явления, ставшего уже обычным. Ехал в машине, а навстречу по встречной полосе на большой скорости неслась иномарка. Чтобы не попасть в аварию, пришлось уступать дорогу очередному идиоту. И таких, которые гоняют по улицам столицы, не соблюдая правил, и, главное, не зная их, очень много. Права у нас покупают, дарят, водители знают, что особо ничем не рискуют. Так что номера всех придурков, которые сознательно нарушают правила, опубликовать невозможно, да и ни к чему это не приведет. Дорожный беспредел у нас ничем не победить. Лучше развернуть кампанию среди жителей столицы и ежедневно напоминать бишкекчанам, что их жизнь только в их руках и защитить себя они могут только сами. Обращаться за помощью в государственные органы — затея бессмысленная и совершенно идиотская. Только время потеряете.

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ, Директор Центрально-Азиатского института свободного рынка

1 В действительности, я не понимаю людей, которые что-то озвучивают, а потом не показывают. Если есть видео, почему бы его не показать. Пусть не шантажируют друг друга, а напротив, показывают нам, избирателям, налогоплательщикам то, почему они хорошие, а другие плохие. До тех пор, пока он не обнародует это видео, я буду скептичен в этом вопросе.

2 Я исследовал вопрос прописки. Действительно, тотальный контроль внутренней миграции ведет к криминализации общества. Без прописки в Бишкеке ты — никто. Согласно правилам Бишкекской мэрии, лица, не имеющие прописки, не имеют права устраиваться на работу, получать разрешение на ведение торговли. Дети мигрантов не могут поступить в школы. Безусловно, все эти факторы ведут к тому, что люди совершают незаконные деяния.

3 Грузинский опыт реформ ГАИ подтверждает мое мнение о том, что нам не нужны привилегированные госномера, будь серии KG или MVD. Я считаю, что гаишник не должен знать заранее информацию о том, кому может принадлежать машина, прежде чем ее остановит. Соответственно, можно оштрафовать как депутата, так и премьер-министра. Самое главное, чтобы бай-манапство не проявилось со стороны чиновников, и в этом не пострадали сотрудники ГАИ.

Подготовил
Эрик ИСРАИЛОВ

16 июня 2011 г.

 

NO COMMENTS

Leave a Reply