Закрытая граница на юге со стороны Узбекистана после 7 апреля 2010 года является одним из серьезных очагов роста криминальных группировок, коррупции, экономической и социальной нестабильности.

Ужесточенный режим пропуска на границе действует уже более года. Приграничная торговля, осуществлявшаяся до 7 апреля главным образом на крупном рынке Карасуу, сократилась на 70% по результатам исследований. Огромный спрос ферганской долины, 10,3 млн.населения со стороны Узбекистана, 2,8 млн. со стороны Кыргызстана, никак не может обойтись без торговли. Люди вынужденно, осознавая риски быть обстрелянным, нелегально пересекают границу.

Согласно официальной статистике, в официальном импорте отсутствуют фрукты и овощи из Узбекистана, но фактически нелегально провозятся крупными партиями камазов (500 камазов в месяц) через с.Халмиён, с.Алга (Баткенская область).  В этих селах есть места, через которые грузы проезжают без каких-либо преград, в том числе и пограничников. Есть дома как перевалочные базы, в которые въезжают грузовики из Узбекистана и на месте оформляют товар как местный вместе с соответствующими документами. Документы являются подлинными, так как предстоит их предъявление на казахской и российской границах, так как значительная часть фруктов и овощей направляется после Бишкека для продажи в России и Казахстане. Такой импорт объясняется тем, что в Узбекистане период созревания овощей и фруктов наступает раньше на 1,5 месяца. Центр приграничной торговли постепенно смещается с Карасуу в Баткенскую область. Аналогично, отсутствие китайских товаров в официальном экспорте подтверждает о наличии контрабандного реэкспорта.

На сегодняшний день, торговля на рынке Карасуу набирает обороты. По исследованию Всемирного Банка 70% реализуемых товаров на рынке Карасуу направляются в Узбекистан. В приграничной зоне, 80% населения живут за счет торговли. Приграничная торговля является одним из важных факторов, влияющих на занятость,  доходы населения и межэтнические отношения. Главной целью торговли является получение выгоды и выживание, поэтому для торговцев не имеет значения этническое происхождение людей.

С одной стороны растет торговля, с другой стороны растет криминал. По всему периметру границы расположены места нелегального пересечения границ, через которые торговцы проходят, осуществляя нелегальные платежи органам государственной власти. Имеется множество приватизированных участков, которые контролируются определенными лицами. Идет процесс сращивания криминалитета с государственным управлением, в частности, с правоохранительными органами, пограничниками и органами местного самоуправления. Есть общие интересы извлечь выгоду от такого сотрудничества. В результате, создалось общество криминальных группировок, и количество бандитов растет с каждым днем.

Чем больше власти закрывают глаза на текущую ситуацию, тем больше ухудшается ситуация на юге. Проблема юга является одной из главных проблем государства. При продолжающейся обстановке, такие преступные группировки даже в случае открытия границы будут оказывать серьезное влияние на официальные органы власти. Бандиты будут вовлечены во все органы власти, тем самым сложно будет вернуться к прежней нормальной ситуации. Отсутствие внимания со стороны государственной власти на данную ситуацию, активизация организованной преступности создают серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности. Усиливается интенсивность угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм, наркоторговля, контрабанда, неконтролируемая миграция и др.).

открытое небо

Исследование показывает, что невозможно прекратить торговлю через закрытие границы. Торговля в любом случае продолжается, но при закрытой границе страдают к ак люди и бизнес, так и государство. С закрытием границы нелегальные платежи выросли в разы. Растет коррупция и теневая экономика, а государство упускает возможные поступления в бюджет. Происходит процесс не легализации теневой экономики, а наоборот, все торговые потоки уходят в тень. Например, в настоящее время, только фирма «Абу-Сахи» может открыто перевозить товары через границы, а простые люди не могут.

Официальная торговля при открытой границе создает благоприятные условия для сохранения прежних экономических, политических, социальных и культурных связей, развития трансграничного сотрудничества, которое может стать важным фактором в деле обеспечения региональной безопасности. Трансграничное сотрудничество в свою очередь имеет большое  значение в решении локальных проблем. Стабильность границ и их способность служить фильтром в отношении трансграничных потоков является важным условием как национальной, так и региональной безопасности.

Необходимо открыть границу и создать условия для нормального пересечения границ простыми людьми. Тогда пересечение товаров будет в основном осуществляться в официальном виде, что приведет к повышению безопасности не только в приграничной зоне, но и постепенно во всем регионе. Развивающаяся приграничная торговля будет выступать миротворцем в межэтнических отношениях. Государство будет иметь возможность отслеживать трансграничные потоки и получать поступления в бюджет. Для этого властям необходимо вести переговоры с правительством Узбекистана по открытию границ.

Если не решать эту серьезную проблему, впоследствии конфликты в приграничной зоне будут перерастать в крупные региональные конфликты. Продолжение такой ситуации будет играть только в пользу криминала, а также сотрудничающих с ними органов власти.

CAFMI, Бишкек, Кыргызская Республика

15 июля 2011 г.

NO COMMENTS

Leave a Reply