kg

Такой бюджет является несбалансированным (объём расходов превышает поступления). Вообще, такой бюджет фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

 

 

ш

 

Любой бюджет должен быть сбалансирован. Баланс заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования.

 

Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. В случае, если бюджет сбалансирован, то встаёт вопрос приоритетов.

 

Сравнительный анализ с бюджетом предыдущего года и сентябрьским вариантом бюджета на 2012 покажет преимущества и недостатки каждого из проектов и поможет принять решение в преддверии утверждения проекта бюджета на 2012 год.  

 

Вот основные категории бюджета, позволяющие судить о его сбалансированности:

 

  • Доходы – 78 964,7 млн.сом (24,7% к ВВП)
  • Расходы – 95 380,6 млн.сомов (29,9% к ВВП)
  • Отрицательный финансовый баланс – 16 415,8 млн. сомов (5,1 % к ВВП)

 

Такой бюджет является несбалансированным (объём расходов превышает поступления). Вообще, такой бюджет фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

 

Если сравнить проекты 2011 и 2012 годов, то, помимо значительного увеличения заложенных налоговых поступлений (14 млн) и статья неналоговых поступлений также увеличивается, однако не столь значительно (около 1 млн).  Однако, помимо этого, в проекте 2012 года категория «полученные официальные трансферты» выглядит скромнее на 7 млн.

 

Февральский проект более оптимистичен и обещает большие доходы, как налоговые, так и неналоговые. Выходит, что поступления по февральскому проекту планируются больше на 11 000 000. Размеры полученных официальных трансфертов в обоих проектах практически одинаковы, что позволяет не принимать во внимание данную категорию при сравнительном анализе.

 

Данные проекты бюджетов используют следующие экономические предположения: Реальный темп роста ВВП в 2012 году составит  7,5%, инфляция — 9,0%.

 

Самая большая сумма штрафов, санкций, конфискаций заложена в февральском проекте 2012 года, по сравнению со 160 000 в сентябрьском и  128 221 в проекте 2011 года.

 

Планируемые расходы значительно различаются в проектах 2011 и 2012 года. Расходы на государственные службы общего назначения в проекте 2012 больше примерно на  7 000  000 сом.

 

Расходы на оборонный комплекс и общественный порядок и безопасность вообще не учитывались в обоих проектах. Что касается экономических вопросов, то тут оба проекта ничем принципиальным не отличаются, однако в проекте 2012 года на эту статью выделено меньшее количество средств.  Сокращены расходы на культуру и отдых в проекте 2012 года. Значительные различия по проектам в двух сферах: в образовании и соцзащите. Проект 2012 года, можно сказать, отдаёт приоритет социальной защите в сравнении с образованием.

 

Кроме того, в проект государственного бюджета за 2012 год не были включены силовые ведомства, такие как ГСИН, ГКНБ, МВД, Генпрокуратура, Финпол, служба по контролю наркотиков. В число других ведомств, попавших под сокращение, попала Государственная таможенная служба,  Международный Университет Кыргызстана и Торгово-промышленная палата.

 

Несмотря на наличие базовых данных, до сих пор не до конца решен вопрос о доступности деталей проекта бюджета для общественности, что идёт вразрез с законами КР, которые гарантируют полное предоставление любых данных относительно бюджетного процесса. Отсутствие данных не позволяет провести на 100% адекватный сравнительный анализ для внесения поправок на стадии обсуждения, пока это ещё актуально.

 

Бакыт Сатыбеков, CAFMI, 15 февраля 2012

NO COMMENTS

Leave a Reply