kg

Новость об отмене виз постановлением правительства для граждан ряда развитых стран бизнес сообщество восприняло с воодушевлением. Но, как оказалось, радость была преждевременной.

 

 

открытое небо

Новость об отмене виз постановлением правительства для граждан ряда развитых стран бизнес сообщество восприняло с воодушевлением. Но, как оказалось, радость была преждевременной. 16 ноября комитет по бюджету и финансам ЖК отклонил введение безвизового режима с развитыми странами.

 

По словам председателя данного комитета депутата Акылбека Жапарова, Минэкономрегулирования не сделало обстоятельный, подробный анализ, показывающий необходимость и выгоды от введения безвизового режима.  

 

Депутат от фракции Ар-Намыс Игорь Гусаров также выступил против такой инициативы: «Страны, которые правительство планирует освободить от визовой пошлины в $30, относятся к богатым. Там месячный доход граждан составляет около $10 тысяч. Неужели вы думаете, что сбор в $30 сможет остановить человека, который пожелает приехать в Кыргызстан? Считаем, целесообразнее предоставить безвизовый режим для стран, граждане которых хотят приехать к нам, но не могут. Туристический бум надо создавать не такими условиями, а комплексом других мер».

 

В утверждении господина Гусарова допущена серъезная неточность. Размер визовых сбор варьируются в зависимости от категории визы, в основном приобретается однократные визы за $60 вместе со сбором на прием документов, что в сумме составляет $70. Если турист является гражданином богатой страны, это не значит, что он готов переплачивать за визу, и не намерен экономить свои средства.

 

Кыргызстан не может похвастаться статусом туристической Мекки. У Кыргызстана мало конкурентных преимуществ в сравнении с такими странами как Турция, Франция, Малайзия, Таиланд. Парламент мог бы в наш скудный список преимуществ добавить еще одно – безвизовый режим. Виза является бюрократической проволочкой, отталкивающей потенциальных туристов. Потенциальный турист между двумя странами выберет ту, для которой ему не нужно собирать документы, проходить запутанные процедуры и ждать визу. Без визы он просто покупает билет и прилетает.

 

В аэропорту Манас имеется упрощенный режим получения виз по прилету. Однако прилетающим в аэропорт он совсем не кажется простым — создаются очереди, консулы опаздывают, отсутствуют по неизвестным причинам на своих местах, происходит шантаж туристов, не всегда дают сдачи получающим визы и т.д. Стоит отметить, что во всех других пунктах пропуска в страну упрощенный режим получения виз отсутствует.

 

Развитые страны давно отменили визы между собой, предоставив своим гражданам возможность свободно перемещаться в туристических, деловых, культурных и личных целях. Маловероятно, что Францию в 2010 году посетили бы 76,8 млн. чел, а небольшую Малайзию 24,6 млн. чел, если бы у них сохранились визы для граждан богатых стран. Но, по логике Игоря Гусарова, они совершают большую ошибку. И, наверное, было необоснованно со стороны Евросоюза вводить режим свободного перемещения граждан и капитала на территории Евросоюза. Ведь каждая страна могла бы получить миллионы евро от виз.

 

Конкуренция между странами растет с каждым годом.

 

Неповоротливость и инертность госструктур тормозит развитие страны. Пока мы годами обсуждаем и решаем вопрос безвизового режима, другие более решительные и прагматичные страны уже получают выгоды от высокодоходной туристической отрасли.

 

Отмена виз улучшит общий бизнес климат и поможет наладить деловые и культурные связи с богатыми странами. Туризм способствует развитию малого и среднего бизнеса, создает рабочие места, вносит большой вклад в социально-экономическую стабильность населения. Отрасль туризма не требует особых крупных государственных вложений, нужны лишь благоприятные условия развития. Рост отрасли туризма в Кыргызстане, как катализатор вызовет рост других смежных отраслей экономики. Увеличение туристического потока задействует совокупный рекреационный и социально-культурный потенциал страны.

 

По расчетам Минэкономрегулирования безвизовый режим позволит увеличить поток инвестиций на 25%,  а туристов — на 50%.

 

В 2010 году в мире поступления от международного туризма составили $919 млрд. Доля туризма в мировой торговле услугами составляет более 30%. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35%. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7% мирового капитала. Для многих стран туризм является основной экономической отраслью (Кипр, Малайзия, Таиланд, Египет и др.).

 

На постсоветском пространстве Грузия и Украина имеют опыт отмены виз для развитых стран. В результате отмены виз количество туристов в Грузии увеличилось с 300 тыс. человек в 2003 году до 2 млн. человек в 2010 году, из которых доля туристов из развитых стран составляет 30% (600 тыс. человек). Поток туристов увеличился более чем в 6,5 раз.

 

Украина также получила положительные результаты в виде роста потока туристов. Украина отменила визы в 2005 году. В 2004 году Украину посетили 15,6 млн. туристов, в 2008 году их количество уже достигло 25,5 млн. туристов. Поток за 3 года увеличился почти на 10 млн. туристов. Доходы туристической отрасли выросли до $5,8 млрд.

 

Депутат Гусаров утверждает, что нужен комплекс других мер. Но без спроса не бывает предложения. Когда начнет увеличиваться поток туристов, как следствие повысится конкуренция в этой отрасли, что вызовет повышение уровня сервиса, увеличение поступлений в бюджет, появятся средства для улучшения инфраструктуры. Отмена виз – импульс для запуска этой цепочки следствий. Представители туристического бизнеса уверенно заявляют, что отмена виз, безусловно, приведет к заметному увеличению потока туристов. Кому, как не им знать последствия отмены виз. По расчетам экспертов увеличение потока туристов на 30% принесет стране дополнительные доходы в размере 670 млн. сом. При двукратном увеличении потока туристов дополнительные доходы составят 2,2 млрд. сом.

 

Депутаты все время говорят о борьбе с коррупцией, однако когда наступает время и возможность решить проблему коррупции и теневого оборота в сфере получении виз, это стремление куда-то пропадает.

 

Рациональных причин отказа в одобрении безвизового режима нет, и не может быть.

 

Отмена виз это не только практический, экономический вопрос, но и политический. Этим шагом мы показываем развитой части мира, что мы открыты и готовы к сотрудничеству. Декларативно на бумаге это все есть, но нет реальных действий в направлении развития экономических отношений с передовыми странами.  

 

CAFMI,  18 ноября 2011 

Бишкек, Кыргызская Республика

NO COMMENTS

Leave a Reply