Государственная служба в Кыргызской Республике должна стать привлекательной управленческой сферой для молодых профессионалов. Сегодня же аппараты министерств и других государственных ведомств, включая Администрацию Президента, характеризуются застоем и всяким сопротивлением к открытости и соревновательности при поступлении на госслужбу.

Развитые страны иллюстрируют опыт привлечения честных и профессиональных бюрократов путем «переманивания» их из частного сектора.

Лучшие управленческие способности показывают как раз не «засидевшиеся» кадры, а молодые креативные люди с высоким командным духом.

Мотивацией для таких кадров может стать только возможность быстрого карьерного роста и свободы в принятии решений.

Практика показывает, что привличение иностранных специалистов и экспертов в государственные проекты и программы позитивно отражается на качестве их реализации. Ряд стран используют потенциал известных деятелей в странах их проживания для продвижения своей внешней политики и инвестиционной привлекательности в качестве послов и консулов. По сути, это простой наем МИДом иностранного гражданина для решения государственных задач.

Проблемы:

Существующее законодательство в сфере государственной службы имеет ряд «морально-устаревших» правовых норм и, в целом, тормозит развитие качественного государственного управления. Планируемая в настоящее время программа поддержки государственных служащих нацелена не на реформу системы государственного управления, а лишь представляет собой дотационный подход к стимулированию существующего государственного аппарата за счет иностранных средств (3 млн $ — РФ, 2 $ млн – UNDP, 2 $ млн — OSI).

Необходимо ликвидировать следующие барьеры, которые способствуют росту коррупции и снижению качества государственных услуг:

  • Аттестация проводится раз в 3 года. Проведение внеочередных аттестаций не допускается.  В Законе также указано, что целью аттестации является либо присвоение следующего чина, либо оставление на прежнем уровне, либо лишение должности. Для того, чтобы молодому специалисту вырасти до государтсвенного советника государственной службы необходимо проработать на государственной службе минимум 24 года и пройти 8 аттестаций.
  • В Кыргызстане в настоящее время существует 12 категорий административных государственных должностей: три высших, три главных, три старших и три младших. В Законе не прописано какую функциональную нагрузку несет эта иерархия.
  • Законом Кыргызской Республики «О государственной службе» установлено, что государственным служащим может быть только гражданин Кыргызской Республики. Это делает невозможным наем иностранных граждан на госслужбу и, как следствие, препятствует привличению инновационных управленческих технологий из других стран.
  • Низкий потенциал государственных служащих вызван отсутствием учебных программ. Опыт Грузии и Балтийских стран показывает, что государственные учебные структуры способны готовить современных полицейских и государственных служащих за очень короткое время. Государству необходимо постоянно уделять внимание развитию методологии обучения государственных служащих, а также мотивировать самообразование. Несомненно, требование времени таковы, что каждый чиновник должен владеть современными компьютерными технологиями.
  • Заработная плата должна стать конкурентоспособной, но не за счет дотаций, а за счет оптимизации аппарата и его сокращения. При внедрении принципов электронного правительства половина бюрократов станут ненужными. Таким образом средняя заработная плата при условии роста ВВП у чиновника станет не менее 500-700 долларов.
  • Общественное управление, которое позволяет минизировать отдельные функции государства, в Кыргызстане носит демонстрационный характер, когда общественные советы и другие структуры при государственных ведомствах лишь участвуют в легитимизации принятых в кабинетах решений и реально не влияют не ту или иную политику.

Решение:

Необходимо пересмотреть концепцию государственной службы в Кыргызской Республике. Она должна стать сервисоориентированной, нацеленной на постоянный рост и улучшение качества предоставляемых государством услуг.

Разработка современных и постоянно обновляемых тестов для оценки компетенции. Вовлечение гражданского сектора для повышения потенциала государственных служащих. Развитие системы стажировок и ресурсных центров при ключевых госорганах.

За счет сокращения штата госорганов через оптимизацию функций и внедрения инструментов электронного правительства получится поднять заработную плату до 1000 $. Каждый госслужащтй должен быть мотивирован предоставлять качественные услуги населению и увеличивать доход государства.

Для повышения качества отбора на государственную службу необходимо усилить роль руководителей той или иной государственной структуры в этом процессе. Также у каждого топ-менеджера должен быть собственный фонд для премирования и установления объема гонораров.

Развитие системы наема в государственные проекты и, следовательно, привлечение профессионалов на краткосрочной основе для решения узких государственных задач позволит повысить качество принимаемых решений и эффективно реализовывать важные государственные проекты.

Одним из сквозных принципов реформы государственной службы должно стать развитие инструментов электронного правительства и предоставления он-лайн услуг. Развитие инструментов электронного правительства и предоставления большого спектра услуг «компьютером» позволит высвободить средства за счет сокращения аппарата «клерков» и минимизировать прямой контакт между гражданином и чиновником. Достойная заработная плата и минимизация прямых контактов между гражданином и чиновником позволят ликвидировать коррупцию.

Развитие механизмов общественного управления дает возможность «аутсорсить» решения тех или иных общественных проблем представителям гражданского и бизнес-секторов. Хорошим инструментом вовлечения общественности в реализацию государственных политик служит государственный заказ и государственно-частное партнерство.

Ликвидация чинов и классов за исключением дипломатических рангов и классов позволит выстроить более гибкую систему карьерного роста, когда иерархия будет строиться не на основе классов и чинов, а на основе конкретных проектов и программ. Молодой специалист должен иметь возможность в свои годы занимать высшие административные и политеческие должности, исходя из своей компетенции и управленческим навыкам.

NO COMMENTS

Leave a Reply