29 января 2013 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев возразил относительно принятого Жогорку Кенешем закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике» и возвратил его ввиду определенных обстоятельств, которые ниже будут более подробно рассмотрены. В Центральноазиатском институте свободного рынка (CAFMI) высказали позицию относительно деятельности букмекерских контор.

«Игорная деятельность в стране подверглась значительному ограничению год назад, когда 1 января 2012 года вступил в силу Закон КР «О запрете игорной деятельности на территории Кыргызской Республики». Но данный запрет, как гласит статья 3 закона, «не распространяется на такие игорные заведения, как тотализатор и букмекерская контора». Поэтому деятельность данных объектов должна была регулироваться отдельным законом.

В конце 2012 года, а именно 13 декабря, этот закон принят народными избранниками. Целью закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике» является правовое регулирование деятельности данных заведений в стране. Но Алмазбек Атамбаев вернул закон обратно на пересмотр. Почему президент, изначально подписавший закон, в котором разрешалась деятельность букмекерских контор и тотализаторов, через год меняет свою позицию, желая запретить эти заведения?» – задается вопросом глава CAFMI Мирсулжан Намазалиев.

По мнению специалистов института, обоснование, подготовленное аппаратом президента, строится скорее на предположениях, нежели на твердых подсчетах, проделанной аналитической работе, изучении вопроса с разных его аспектов, в том числе и экономического.

Наглядно это подтверждает количество употребленного глагола «может»: «может принести негативные социальные последствия», игрок «может подвергнуться риску финансовых потерь», у него «может постепенно развиться игровая зависимость», игровая зависимость граждан «может ухудшить экономическое положение их семей».

Справка-обоснование к возражению

Текст обоснования возражения президента Алмазбека Атамбаева относительно принятого Жогорку Кенешем закона «О деятельности букмекерских контор и бюро тотализаторов в Кыргызской Республике».

Принимая во внимание конституционные принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, защиты нравственности и здоровья населения, президент возвратил закон в Жогорку Кенеш с возражениями ввиду следующих обстоятельств:

Букмекерская контора и бюро тотализатора относятся к игорным заведениям, в которых принимаются ставки на пари, то есть основанное на риске и заключенном между участниками соглашении о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Но, несмотря на то что деятельность букмекерских контор и тотализаторов предлагалось ограничить организацией пари только на спортивный результат, их деятельность может принести негативные социальные последствия для граждан, оказать пагубное влияние на нравственное развитие человека, привести к снижению уровня социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

При неверном анализе и прогнозировании вероятность события, в отношении которого заключено пари, игрок может подвергнуться риску финансовых потерь, следовательно, в попытках восстановить эти потери у него может постепенно развиться игровая зависимость. В условиях распространенной бедности и низкой социальной ответственности игровая зависимость некоторых граждан может еще больше ухудшить экономическое положение их семей.

В связи с этим предлагаемый запрет деятельности букмекерских контор и тотализаторов может быть ограничен временными рамками до того периода, когда сознательность граждан достигнет понимания, что участие в каких-либо пари должно быть в пределах разумного, без ущерба нравственным и семейным ценностям и соразмерным уровню своего благосостояния, а общество в целом будет готово к положительному восприятию такого рода деятельности.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании у граждан чувства собственного достоинства, основанного на созидательном труде и свободе от низменных пристрастий, и какие-либо реальные или предполагаемые материальные выгоды либо издержки не могут и не должны препятствовать этой цели.

Учитывая эти обстоятельства, действующий запрет игорной деятельности, установленный Законом «О запрете игорной деятельности в Кыргызской Республике», также должен распространяться и в отношении букмекерских контор и тотализаторов в Кыргызской Республике.

Справка

Согласно данным Государственной налоговой службы, по состоянию на 1 октября 2012 года по республике количество букмекерских контор составляло 11, в них пунктов приема ставок – 39. В 2011 году объем уплаченных ими налогов составил всего 1,54 млн сомов.

Так как данных было недостаточно, помочь составить картину букмекерского бизнеса взялись депутаты. Так, Дастан Бекешев провел опрос среди владельцев и директоров самых популярных букмекерских контор (Bigbet, «Тенниси», Winner Sport). Согласно результатам опроса, количество пунктов приема ставок составило 79 по стране, что на 40 пунктов больше, чем сообщает ГНС. В стране также действует множество тотализаторов, расположенных в малых и крупных городах страны.

Один пункт приема платежей в среднем уплачивает налогов на сумму 1 625 сомов в месяц при среднемесячном обороте более 82 тыс. сомов.

Существующие проблемы, связанные с деятельностью букмекерских контор и тотализаторов, делятся на две группы:

1. Негативное воздействие заведений на общество:

— одним из серьезных негативных воздействий игровой индустрии является лудомания, встречающаяся в обществе Кыргызстана;

— также одной из проблем является вовлеченность несовершеннолетних в данные заведения, что противоречит законодательству страны;

2. Проблемы государственного контроля и администрирования данных заведений:

— наличие части букмекерских контор и тотализаторов в теневой экономике;

— теневая экономика. Сегодня сложилась ситуация, когда заведение, находясь в тени, получает больше выгоды, нежели работая открыто.

Букмекерские конторы и тотализаторы относятся к субъектам предпринимательской деятельности, объемы доходов которых с трудом поддаются оценке и контролю. При этом деятельность данных заведений практически никаким нормативным правовым актом не регулируется и не контролируется. Сегодня относительно данных заведений действует общий режим налогообложения, включающий в себя 8 различных видов налогов, которые заведения должны выплачивать. В итоге налицо потери государственного бюджета из-за неполноты налоговых отчислений данных заведений.

Для оценки наиболее эффективной государственной политики и сравнения подходов необходимо рассмотрение нескольких альтернатив действий государства.

По результатам проведенного анализа можно рассмотреть следующие возможные сценарии политики:

— оставить все как есть (при сегодняшнем уровне администрирования);

— запретить деятельность букмекерских контор и тотализаторов;

— улучшить систему администрирования и ввести режим обязательного патентирования.

В первом случае останутся нерешенными существующие проблемы данной сферы, обозначенные выше. Государственная казна продолжит недополучать налоговые средства из-за сложности режима налогообложения и нахождения части заведений в теневой экономике.

При втором сценарии полный запрет букмекерских контор и тотализаторов не приведет к решению проблемы, поскольку, учитывая опыт других стран и опыт запрета казино в нашей стране, можно с уверенностью утверждать, что часть букмекеров и тотализаторов продолжит свою деятельность в нелегальной подпольной форме. На практике мы видим беспомощность государства в полном запрете казино. Так, в прошлом году говорилось об около 30 подпольных казино в Бишкеке.

Даже по результатам опроса населения 77% были убеждены в том, что после запрета деятельность игорных заведений не прекратится. Лишь 8% населения верит в прекращение деятельности заведений. Также почти половина (48%) играющих в азартные игры собираются продолжить нелегально играть после запрета. Большинство тех, кто собираются продолжить играть (73%) предпочтут подпольные игорные заведения.

Мнение экспертов (80%) также едино в том, что запрет деятельности заведений в реалиях Кыргызстана не может быть реализованным в полной мере. Масштабы деятельности сократятся, но перейдут в нелегальное поле. К тому же чиновники, правоохранительные органы получат дополнительную возможность требовать и получать взятки от владельцев игорных заведений. Очевиден коррупционный потенциал.

Зачастую нелегальный рынок сопровождается развитием криминальных структур, которые оказывают влияние и берут под контроль большую часть таких заведений. Это повлечет увеличение доходов криминальных структур. Также в сферу влияния и контроля на практике подключаются государственные органы, что чревато ростом коррупции. При развитии такой ситуации меры по борьбе с коррупцией становятся бесполезными.

Среди других негативных явлений – ущерб экономике и госбюджету, потеря рабочих мест.

При третьем сценарии можно улучшить систему администрирования и ввести режим обязательного патентирования.

Многолетние наблюдения выявили, что в отсутствие соблазна игорных заведений лудоманы приобретают другие пагубные зависимости, как зависимость к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм, другим азартным играм и т.д. Таким образом, прекращение деятельности букмекерских контор и тотализаторов приведет лишь к изменению типа пристрастия лудоманов, но не к решению социальных проблем.

В развитых странах широко применяется практика, когда заведения составляют списки лудоманов и запрещают вход лицам, оказавшимся в этих списках, так как заведения не заинтересованы в росте количества лудоманов и ухудшении имиджа игорной деятельности.

Самый оптимальный путь совершенствования налогового администрирования, которое имеет возможность решить проблемы нахождения части заведений в тени, улучшить собираемость налогов – это перевод заведений с режима общего налогообложения на обязательное патентирование.

Допустим, стоимость патента будет составлять 15 тыс. сомов в месяц за 1 пункт приема платежей. В этом случае государственный бюджет за один год получит только от букмекерских контор в виде налоговых отчислений от обязательного патента и подоходного налога не менее 14 883 600 сомов (из расчета 79 пунктов приема платежей).

Введение обязательного патентирования окажет положительный эффект на выход из тени вчерашних налоговых «неплательщиков», улучшит администрирование налогов и увеличит поступления в госбюджет. Также это упростит работу самих заведений, сократив их издержки. Ведь отпадет необходимость ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовых документов в фискальные органы страны. С оплаченным патентом предпринимателю будет легче с проверяющими органами. Меньше проверяющих органов – снижается коррупция.

Данный подход является проверенным на опыте. К примеру, начиная с 1 июля 2012 года в Кыргызстане деятельность ломбардов была переведена на специальный режим налогообложения на основе обязательного патента. В результате налоговые поступления в казну за 10 месяцев 2012 года выросли на 79% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

URL: http://www.vb.kg/215912

NO COMMENTS

Leave a Reply