Инициатива Министерства финансов по сокращению пенсионных выплат — всего лишь поверхностный, косметический ремонт системы. Возможно, она позволит сократить некоторые расходы бюджета и сэкономить средства, но выйти из пенсионного кризиса таким способом не удастся. Так считают эксперты Центральноазиатского института свободного рынка (CAFMI) и заявляют о необходимости кардинальных реформ в пенсионной системе. Предлагаемые ими меры, хотя в некоторых моментах и спорны, заслуживают внимания.

— Недавно министр финансов Акылбек Жапаров предложил снизить выплату пенсий и социальных пособий, а точнее, пересмотреть расходы бюджета на работающих пенсионеров. Мы видим, что госорганы осознают проблемы пенсионной системы и необходимость изменения ситуации. Это уже какой–то положительный сдвиг. Вопрос в том, насколько правильны выбранные методы решения проблем? — отмечает директор CAFMI Мирсулжан Намазалиев.

По его словам, сегодня весь мир переживает пенсионный кризис в разной степени тяжести, и Кыргызстан не исключение. Средний размер пенсии в нашей стране — 4070 сомов, а прожиточный минимум — 4920. Таким образом, около 65 процентов людей, вышедших на заслуженный отдых, получают пособия ниже прожиточного уровня. Неудивительно, что многие вынуждены работать и дальше. Причем количество пенсионеров с каждым годом растет. В этом году их насчитывается около 547 тысяч человек, что составляет десятую часть всего населения страны и пятую часть трудоспособного населения.

Возникает парадоксальная ситуация. Пенсионные взносы ежегодно увеличиваются и ложатся тяжелым бременем на плечи работника и работодателя, а размер пенсий все равно остается ничтожно малым. Взносы работника направляются на его личный счет, где лежат без движения. Эта сумма увеличивается лишь на 0,1 процента в год, в то время как инфляция исчисляется двухзначными цифрами. Например, в прошлом году она достигла 16,6 процента. Несостоятельность пенсионной системы Кыргызстана очевидна.

Более того, занимаясь популизмом, политики ежегодно увеличивают размеры пенсий, черпая ресурсы путем трансфертов из текущих доходов бюджета и международных займов. В итоге размеры займов и государственный долг растут, за которые в итоге расплачиваться населению. Расходы же на другие не менее важные секторы уменьшаются. Согласно Закону “О бюджете Соцфонда”, только на пенсионные средства на 2012 год предусмотрено свыше 28 миллиардов сомов.

— Сегодня некоторые официальные лица заявляют о необходимости реформы пенсионной системы, но до дела пока не доходит. Политики опасаются внедрять кардинальные изменения, так как в результате могут потерять поддержку среди населения. Ведь люди пенсионного возраста составляют значительную часть электората. В итоге система остается старой, изредка подвергаясь незначительному косметическому ремонту, — подчеркивает Намазалиев. — На наш взгляд, при разработке пенсионной политики Кыргызстану следует обратить внимание на успешные примеры других стран. Одной из первых стран, нашедшей более или менее успешный выход из пенсионного кризиса, стала Чили. Среди ближайших соседей можно особо выделить Казахстан.

Пенсионная система Казахстана была на пике кризиса в 1997 году. Решительные меры правительства смогли изменить ситуацию и решить многие проблемы старой системы. В результате пенсионной реформы была ликвидирована дорогостоящая и несостоятельная система пенсионных вычетов из текущих доходов. В рамках новой системы у работника появился выбор вклада в свою будущую пенсию через две альтернативные структуры: государственный накопительный фонд (ГНФ) и негосударственные накопительные фонды (ННФ).

От пенсионной реформы выиграли в первую очередь работники. У вкладчика появилось больше свободы в управлении собственными финансами и в выборе, в чьи руки отдавать свои заработанные средства. Обязательные пенсионные взносы уменьшились с 22 до 10 процентов от зарплаты. У работника появилось больше гарантий. Например, если он умрет, не достигнув пенсионного возраста, или переедет в другую страну, все вложенные средства возвращаются из пенсионного фонда. Количество людей, практикующих пенсионные взносы, с каждым годом растет, что говорит о предпочтении граждан индивидуальным пенсионным счетам. В результате по уровню пенсионного обеспечения Казахстан занял лидирующее место среди стран СНГ.

По мнению Намазалиева, в реалиях сегодняшнего дня одним из оптимальных решений для Кыргызстана мог бы стать переход на практику добровольных пенсионных отчислений, хотя бы на то время, пока государственные и негосударственные пенсионные фонды встанут на ноги. При такой системе размер пенсии определяется не уровнем стажа (как это было в советское время и остается поныне в Кыргызстане), а реальным заработком и размером отчислений работодателя в пенсионный фонд. Причем каждый имеет возможность контролировать свои пенсионные вклады. Для реализации данной реформы будет полезен опыт России, где уже сегодня насчитывается более 150 негосударственных пенсионных фондов.

— Чем же данная система лучше старой? При старой системе у человека нет права выбора относительно того, как распорядиться заработанными средствами. Более того, сомнителен конечный результат ежемесячных принудительных отчислений на будущую пенсию. Ведь мы видим сейчас, насколько малы пособия. Логичен вопрос: “А стоит ли вообще отчислять свои деньги, если в итоге почти ничего не получаешь?” — отмечает Мирсулжан Намазалиев. — Новая система дает человеку право выбрать, сколько и куда вкладывать потом и кровью заработанные деньги. Это как минимум справедливо по отношению к гражданам. Иначе грош цена государству, которое, подобно бандиту, “отбирает” у них деньги, а в итоге ничего достойного не предоставляет взамен.

Максим ЦОЙ.
Коллаж Романа БЯХОВА.
http://members.vb.kg/2012/08/27/socium/1.html

NO COMMENTS

Leave a Reply