Государственно–частное партнерство построило фундамент для многих экономик мира. Несмотря на кризисное положение социально–экономической ситуации в Кыргызстане, принципы ГЧП у нас остаются неразвитыми. В большей степени на этом сказывается неумение применить на практике рыночные принципы и боязнь государства расставаться с рычагами регулирования разных секторов экономики. И речь идет не только о приватизации госимущества для расширения доли частного сектора, а и о внедрении разных моделей ГЧП: от договоров по предоставлению услуг до контрактов по управлению, от лизинга до концессии.

Например, на основе принципа “приобретение — строительство — эксплуатация” госимущество передается бизнесу на условиях контракта, согласно которому оно должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени. С помощью подхода “строительство — эксплуатация — передача” предприниматель проектирует, финансирует и строит новое сооружение, руководствуясь долгосрочным концессионным соглашением, и эксплуатирует объект в период действия договора. По истечении срока действия соглашения право собственности возвращается государству. Принцип “реабилитация — эксплуатация — передача” позволяет произвести реконструкцию объекта за счет частных инвестиций. Бизнесмен эксплуатирует реабилитированный объект в течение определенного в соглашении срока и передает государству. При этом право собственности и контроль над объектом остаются за государством на протяжении реализации всего проекта.

Частный партнер может получить в лизинг гособъект, инвестировать собственный капитал в строительство или модернизацию. Такой принцип, как “проектирование — строительство”, основывается на том, что частный партнер проектирует и строит объекты инфраструктуры на основе строительного контракта немедленной эксплуатации для удовлетворения запросов госсектора на услуги, часто оказываемые по фиксированной стоимости.

В трудной для Кыргызстана обстановке использование различных моделей ГЧП выступает ключом к решению проблем по привлечению достаточного количества инвестиций, эффективного менеджмента и качественного выполнения социальных обязательств государства перед населением страны. В первую очередь для этого необходимо пересмотреть Закон “О концессиях” от 1992 года, внести изменения в Закон “О государственно– частном партнерстве”. Очень важно соблюдение правительством принципов законности, справедливости, прозрачности, неприкосновенности соглашений и взаимной поддержки сторон соглашения о ГЧП.

Благодаря концессии и вышеперечисленным моделям ГЧП можно дать резкий толчок для развития приоритетных отраслей экономики, а также улучшить качество услуг. Речь идет об энергетике, где для распредкомпаний можно применить не приватизацию, а контракт “реабилитация — эксплуатация — передача”. При этом ТЭЦ можно и приватизировать.

Не стоит бояться отдать в концессию все аэропорты, которые многие годы государство не способно построить или реконструировать. Взаимодействие с частным сектором необходимо и в строительстве новых дорог. Выбрать одну из моделей ГЧП можно и в отношении вокзалов, поездов и вагонов, при этом речь не идет о приватизации самих железнодорожных путей.

На основе принципов ГЧП можно децентрализировать ирригационные службы и управление водными ресурсами, что не станет изобретением велосипеда. А также усовершенствовать системы оплаты и сбора денежных средств за пользование услугами ЖКХ. Принципы ГЧП широко применяются по всему миру в сфере образования и здравоохранения, несмотря на то, что людям с советским менталитетом кажется такое непривычным, а следовательно, страшным.

Но тяжелое состояние социально–экономической ситуации в Кыргызстане само наталкивает на применение иных способов жизнедеятельности государства, чтобы вырваться из замкнутого круга.

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ,
исполнительный директор Центральноазиатского института свободного рынка
http://members.vb.kg/2011/02/01/kazna/2.html

NO COMMENTS

Leave a Reply