Гражданское общество и Государственная регистрационная служба выступают за либерализацию системы прописки в Кыргызстане.

“УЧет населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно–полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов в целях укрепления диктатуры пролетариата”, — такая цель прописки была обозначена еще в 1932 году в СССР, а в последующем была использована для тотального контроля за внутренней миграцией. Времена изменились, но элементы прописки у нас действуют до сих пор. Так, гражданин, поменявший место жительства, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня прибытия на новое место обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом он должен предъявить паспорт; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение; справки от председателя местного самоуправления жилмассива; адресный листок выбытия; справку об освобождении из мест лишения свободы — для граждан, освободившихся из мест лишения свободы; для военнообязанных — военный билет.

Учитывая финансовые и временные потери, а также массу проблем при учете, НПО и ГРС решили активно взяться за упрощение процедуры регистрации учета граждан, доставшейся нам от советского прошлого. Планируется провести подробный анализ ситуации, чтобы выступить с инициативой изменения законодательства. Об этом сообщили активные участники проекта из правовой клиники “Адилет”. Если ранее различные НПО выступали с подобной идеей, но политика за либерализацию или отмену системы прописки не проводилась системно, то теперь гражданское сообщество решило действовать комплексно. Пока они сталкиваются с непониманием только в Министерстве труда, занятости и миграции, которое считает, что институт прописки может как–то удержать внутреннюю миграцию.

— Мы все — граждане Кыргызстана. У государства должна болеть голова, чтобы мы жили нормально, вместо того чтобы отбивать охоту легально работать и платить налоги. В цивилизованных странах процедура при перемещении жителей внутри страны значительно упрощена. И Конституция республики гарантирует: граждане свободны в передвижении, — рассуждает о системе прописки юрист правовой клиники “Адилет” Асылгуль Балыбаева. — У нас же жители регионов, когда приезжают в столицу, сталкиваются с массой проблем: у них имеются ограничения при получении услуг здравоохранения и образования, а также при найме на работу. Потому что, согласно Трудовому кодексу, сам работодатель несет ответственность, если у работника выявятся проблемы с пропиской. А чтобы встать на учет, нужно собрать кучу справок, от которых больше коррупции, чем толку. Правоохранительные органы порой злоупотребляют своими полномочиями при задержании граждан без регистрации. Но ведь из–за того, что в провинции нет работы, сельчане все равно будут приезжать с Бишкек. Зачем государство само толкает граждан к криминалу?

По мнению правозащитников, действие института регистрационного учета граждан не решает социально–экономических проблем и не сдерживает миграцию.

Центральноазиатский институт свободного рынка ратует за полную отмену системы прописки, но тоже включился в совместный проект “Адилета” и ГРС. По мнению главы института Мирсулжана Намазалиева, с отменой института прописки власти Кыргызстана обеспечили бы исполнение всех международных и конституционных норм, призывающих к соблюдению прав граждан на свободное передвижение и перемещение внутри страны.

— Мобильность рабочей силы — важнейший инструмент современной экономики. Кроме того, отмена прописки позволит искоренить дискриминацию в обеспечении частными и государственными услугами приезжих, а также максимальную интеграцию граждан Кыргызстана друг с другом, — считает Намазалиев.

официально

Заместитель председателя ГРС Болот Джунусов поделился своим видением, как госорганы должны способствовать свободному перемещению кыргызстанцев:

— Учет граждан имеет два вида: постоянную и временную регистрацию, но элементы системы прописки остались. Насколько хорошо работает система учета населения? Плохо, особенно учитывая внутреннюю миграцию. В Кыргызстане действующая система учета приводит к проблемам при получении паспорта, если человек работает в другом городе, а также когда люди устраивают детей в школы и детсады. Пока мы выступаем не за полную отмену системы регистрационного учета, так как сейчас может возникнуть масса имущественных споров и прочих проблем, а за либерализацию и поэтапное упразднение. Учет граждан нужно вести с применением информационных технологий, так как многие документы до сих пор не переведены в электронную форму. Например, система загса.

Наша служба ставит задачей объединить все элементы учета граждан в одну цепочку и систематизировать все. В итоге появится единый государственный регистр населения. Тогда государству станут понятны многие статистические данные. А то был случай, когда в айыл окмоту человек пришел за получением паспорта, а у него не было даже свидетельства о рождении. Кроме того, сам гражданин сможет получить данные системы, чтобы не ходить по разным инстанциям за справками.
Мы изучили мировой опыт, проводим встречи с представителями гражданского общества. Надеемся, что сможем вовлечь в обсуждение темы многие госорганы и депутатов парламента, чтобы потом написать окончательный документ, а уже после искать финансирование. Давно стало понятным, что регулирование миграции зависит не от справок и печатей, а от экономических факторов: хоть в цепи человека закуй, но он поедет туда, где есть работа.

а как у них?
В целом, в мире учет граждан происходит разными способами. Например, в Норвегии постоянное местожительство должно быть зафиксировано в налоговой службе, в Египте — энергокомпаниями. В Литве нет понятия конкретного адреса: можно госорганам заявить, что в собственности имеется земельный участок. В Греции человек считается зарегистрированным по месту работы, в Италии — по сообщению самого заявителя. В Бразилии государство интересуется местом пребывания только в момент сбора налогов или при открытии человеком собственного дела. В США работает система электронного учета граждан и иностранцев, при этом каждый гражданин имеет полное право получить хранящуюся о нем информацию и может указать на неверность учета.

Дина МАСЛОВА.
Коллаж Романа БЯХОВА
http://members.vb.kg/2011/05/26/perej/1.html

NO COMMENTS

Leave a Reply