Очевидно, что с формированием новой коалиционной власти Кыргызстан вступил на новый исторический этап развития. До сих пор маленькой стране в сердце Центральной Азии, независимости которой уже 19 лет, не удавалось провести коренные изменения ни во время правления первого Президента Аскара Акаева, ни в период правления Курманбека Бакиева. Роза Отунбаева пока не доказала свою политическую волю к проведению глубоких и быстрых реформ.

Новый парламент и коалиционное правительство в Кыргызстане наделены большими полномочиями. И сейчас новые власти стоят перед выбором исторически-значимых сценариев дальнейшего развития. Что выберет новая политическая элита страны: безболезненная, но малоэффективная в текущей ситуации модернизация  или коренные реформы и приватизация всего «кроме совести»?

Грузия в начале 2000-х годов выбрала второй вариант и не пожалела. В 2003-2005 годах эта маленькая кавказская страна отставала в темпах социально-экономического развития от Кыргызстана, хотя она имела намного лучшие показатели во время выхода из состава Советского Союза. Кыргызстан, в отличие от Грузии, не испытывал войн, имеет собственные источники электроэнергии и динамичные частный и гражданский сектора. Несмотря на это, у Саакашвили получилось добиться максимального эффекта от революционных реформ, в то время как Курманбек Бакиев не завершил ни одну из обещанных реформ. Более того – последний был изгнан из страны. В чем принципиальная разница между ними политикой Саакашвили и Бакиева?

Основная причина успешных реформ во всех сферах жизнедеятельности грузинского общества (экономика, здравоохранение, сельское хозяйство и образование) была в том, что их правительство эффективно начало выполнять свою базовую функцию – обеспечение безопасности граждан. Главной задачей любого государства было и есть обеспечение безопасности населения страны. Кыргызстан не обеспечивает безопасность своих граждан. Простому жителю приходится постоянно бояться карманщиков в автобусах, уличных банд по ночам. Ежегодно в среднем регистрируется примерно 30,000 преступлений а милиция не дает утешения, поскольку она сама нередко является источником проблемы. Если человек боится быть избитым по дороге с работы, можем ли мы говорить о реформировании финансовых рынков?

Структурой, ответственной за поддержание безопасности в стране, является Министерство внутренних дел. Правительство Саакашвили сосредоточило свое внимание на реформировании МВД сразу после революции Роз в 2003 году. Эта реформа радикально изменила отношение людей к закону и правоохранительным органам. Доверие населения к полицейским в Грузии в 2010 году достигло уровня 82%, и это второй результат после Церкви. Реформа органов внутренних дел признана мировым сообществом в качестве современного эталона позитивных общественных изменений.

Символом радикальных изменений является прозрачное стеклянное здание, которое олицетворяет прозрачность грузинских властей. Полицейский в Грузии, по словам самих жителей страны,  – «воплощение мечты и порядочности». Среди молодых людей считается престижным работать в правоохранительных органах, когда в конце 90-х более половины подростков мечтали стать «ворами в законе».

Если новое правительство Кыргызстана всерьез задумается о том, чтобы поставить страну на рельсы реформ, то вместо пустой траты наступающей пятилетки, оно могло бы сосредоточить все внимание на обеспечение безопасности своих граждан. Начинать реформы с Министерства Внутренних Дел было бы отличной стартовой точкой!

NO COMMENTS

Leave a Reply