В современных условиях отсутствие выхода к морю не является серьезным барьером для экономического развития Кыргызстана. Географическое расположение в сердце евразийского континента напротив оказывается конкурентным преимуществом при внедрении политики открытого неба.

Политика открытого неба – это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований международной авиаиндустрии, в особенности коммерческой авиации, т.е. создание свободного рынка для авиаиндустрии и снижение вмешательства правительства в международную авиацию. Также это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объемов и стоимости билетов и грузоперевозок.

Основные выгоды данной политики: снижение цен на авиабилеты, интенсификация авиасообщений, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества пунктов назначения, снижение издержек для всех лиц, занятых в секторе торговли, туризма и т.д.

За последние 32 года произошли значительные изменения в регулировании авиасообщений. Соединенные Штаты начали проводить политику открытого неба с 1979 года, что привело к существенному снижению цен на авиабилеты, грузовые авиаперевозки по всему миру, и как следствие увеличению международного потока пассажиров и грузов. Кыргызстан может получить скорые выгоды при введении режима открытого неба в одностороннем порядке для гражданской авиации, так как двусторонние переговоры занимают много времени и не всегда эффективны.

Ограничитель дешевых авиабилетов

Вероятно, все кыргызстанцы хотят снижения стоимости авиабилетов и повышения качества международных аэропортов Кыргызстана. Однако парадокс государственной политики заключается именно в ограничении этих возможностей.

Воздушные перевозки между Кыргызстаном и другими странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями, в которых прописываются авиакомпании с той и с другой стороны, маршруты, а также количество рейсов за определенный промежуток времени. Пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом, осуществляемые на территории Кыргызской Республики подлежат обязательному лицензированию. Переговорный процесс выдачи лицензий зачастую непрозрачен и искусственно затягивается. Лицензию могут и вовсе не выдать, несмотря на соответствие всем требованиям.

Подобная старая система, оставшаяся со времен Советского Союза, препятствует полноценному использованию пропускных возможностей аэропорта Манас и его развитию. Общий пассажирооборот регулярных рейсов в КР за 2010г по некоторым данным составил всего 656 тысяч пассажиров, из которых международные рейсы составили 73% и внутренние 27%. Для сравнения в 2010г аэропорт Алматы обслужил более 3 млн. пассажиров. Благодаря высокой конкуренции среди перевозчиков билеты из аэропорта Алматы в среднем на 30-40% дешевле, чем билеты из аэропорта Бишкека в тех же направлениях.

Мировое решение

Распространенная в развитом мире практика на днях нашла свое отражение в России. Минтранс России ввел в аэропорту Владивостока беспрецедентный для России режим открытого неба. Теперь любой иностранный перевозчик может летать туда вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией. Ранее иностранные авиакомпании могли летать в страну только в рамках ограничений существующих межправительственных соглашений, а совершать промежуточную посадку на территории страны – только для дозаправки (посадка-высадка пассажиров и погрузка-разгрузка грузов запрещена). После введения политики открытого неба авиакомпании получают возможность совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции, в том числе высаживать и брать на борт пассажиров.

«Открытое небо» успешно практикуется во многих странах мира в различных его вариациях, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии (странах АСЕАН), Грузии, а также в странах Европейского Союза. Один из примеров: Аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счет расширения транзитных возможностей смог за десять лет увеличить пассажиропоток вдвое – с 18 млн. до 36 млн. пассажиров, а количество транзитных пассажиров – с 5 млн. до 28 млн.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие аэропорта, является либерализация правил воздушных сообщений. До недавнего прошлого двусторонние соглашения о международном воздушном сообщении являлись тормозом для развития большинства аэропортов мира, поскольку именно в двустороннем порядке регулировались вопросы о том, какое количество рейсов, какая авиакомпания могла выполнять полеты и в какой аэропорт. По мере либерализации у перевозчиков появилась большая свобода в выборе аэропортов и больше потенциальных возможностей у аэропортов для заработка.

Введения режима открытого неба много лет аргументирует Эмиль Уметалиев, президент крупной туристической компании:

«Почему бы не использовать аэропорт Манас в качестве транзитного центра? В Кыргызстане нет крупных авиакомпаний, можно не бояться внешней конкуренции, а значит, становится целесообразным предложение политики открытого неба.  Думаю, многие будут заинтересованы в использовании нашего аэропорта для перелета в другие страны. Мы должны приглашать авиакомпании мира прилетать и использовать наш аэропорт, потому что только так возможно достичь реальной открытости, интеграции с глобальной экономикой и увеличения количества туристов».

На пороге перемен

«Открытое небо» позволит мировым авиаперевозчикам без ограничений летать в воздушном пространстве и совершать посадки с возможностью посадки-высадки пассажиров, а также погрузки-разгрузки грузов. Другими словами, это позволит:

  • Повысить доходы международных аэропортов Кыргызстана, а также предприятий и лиц, занятых в обслуживании этих аэропортов, авиакомпаний и пассажиров, что также отразится в значительном увеличении налоговых поступлений в госбюджет
  • Сократить расходы на авиабилеты и провоз багажа для граждан, вылетающих и прилетающих в Кыргызскую Республику
  • Выбирать из большего числа конкурирующих авиакомпаний мирового уровня
  • Увеличить количество направлений из Кыргызстана и, следовательно, в Кыргызстан

Вышеперечисленное – всего лишь видимая часть возможных достижений за счет «открытого неба». Введение данной политики не требует затрат, напротив сократит расходы на содержание регуляторов. Вместе с отменой виз для развитых стран, политика открытого неба увеличит поток туристов и пассажиров, придав новый импульс развитию экономики страны.

CAFMI

Бишкек, Кыргызстан | 15 декабря 2011

NO COMMENTS

Leave a Reply